Зарядка гелевого аккумулятора — правильная последовательность

Для пуска двигателя и питания бортовой сети автомобиля требуется аккумулятор. Источники питания совершенствуются, появляются новые технологии. С начала 2000-х годов можно встретить гелевые аккумуляторы, в которых электролит не привычный жидкий, а гелеобразный. Это дает ряд преимуществ, впрочем, и минусы у решения имеются. Один из них – строгие требования к процессу зарядки. Как заряжать гелевый аккумулятор, и каковы его особенности на фоне стандартного свинцово-кислотного – об этом в статье.

Зарядка гелевого аккумулятора
При зарядке гелевого аккумулятора должны быть выполнены строгие требования.

Особенности гелевых АКБ

Гелевые источники питания для автомобиля или для мотоцикла – это не новинка, а следствие эволюции. С момента появления аккумуляторных батарей, их конструкция не раз менялась. В процессе совершенствовался состав пластин, имеющих свойство разрушаться, менялся химический состав электролита.

Как итог, появились АКБ с электролитом в виде гелевого наполнителя, и он не жидкий. Впрочем, гелевый аккумулятор работает по тому же принципу, что и обычный свинцово-кислотный.

Гелевые АКБ производят по двум технологиям:

  • GEL. Электролит – силикагель, который впитывается в микропористый сепаратор;
  • AGM. Электролит поглощается стекловолокном. Оно же – сепаратор.
Основные характеристики
Отличия характеристик GEL и AGM аккумуляторов.

Помимо автомобильной промышленности, эта разновидность источников питания нашла применение в судостроении, космической и других отраслях. Автомобильные гелевые батареи 12 Вольт сейчас встречаются реже обычных, но в качестве мото АКБ они используются давно. Когда в наличии модель для автомобиля, надо знать, как правильно зарядить гелевый аккумулятор своими руками.

Главное преимущество этой разновидности АКБ – высокий пусковой ток, обеспечиваемый гелевым наполнителем. Последний эффективно «облегает» пластины, и в условиях мороза это выручает. Также из положительных качеств выделяют:

  • так как электролит не жидкий, нет требования, что батарея должна стоять строго горизонтально. Гелевый источник питания можно расположить хоть «вверх ногами»;
  • стабильная работа в широком температурном диапазоне;
  • высокая степень безопасности, отсутствие ядовитых выделений;
  • нечувствительность к глубокому разряду;
  • электролит не теряет своих свойств, как жидкий в свинцово-кислотных АКБ;
  • длительный срок службы. Аккумулятор рассчитан примерно на 1000 циклов зарядки-разрядки, без потери энергоемкости. Это при условии, что зарядка выполняется правильно, и применяется подходящее зарядное устройство.

Что до минусов:

  • высокая цена. Гелевая АКБ стоит как 3 – 4 обычные;
  • требует строгого соблюдения правил эксплуатации;
  • в ходе зарядки важно контролировать напряжение. Даже мельчайшие отклонения могут значительно сократить срок службы элемента питания.

Гелевая батарея действительно может долго проработать, дольше 5 лет, свойственных свинцово-кислотной альтернативе. Но при условии, что она будет правильно заряжаться на протяжении всего срока эксплуатации.

Как правильно заряжать

В первую очередь надо затронуть особенности электролита. В обычных батареях, где он жидкий, когда напряжение поднимается выше 14.4 В, жидкость начинает «кипеть». Гелеобразный кипеть не способен ввиду своего агрегатного состояния, зато «отваливается» от пластин, причем навсегда. Как итог – меньше площадь между свинцом и электролитом. Это приводит к уменьшению энергоемкости, снижению пускового тока. И это при условии, что АКБ вообще переживет повышенное напряжение.

Главное правило при зарядке гелевого аккумулятора – контролировать напряжение. Норма – 14.4 В. В связи с этим, прежде чем приступать к зарядке, надо убедиться в наличии:

Норма напряжения при зарядке
Норма напряжения при зарядке/
  • ЗУ с электроникой, которая бы ограничивала напряжение;
  • мультиметра – для контрольных замеров напряжения.

Такой прибор как мультиметр, должен быть у каждого водителя. С его помощью можно точно измерить напряжение, так как он подключается напрямую к клеммам.

Порядок действий при зарядке гелевой батареи 12 В:

  1. Отсоединять АКБ от бортовой сети не обязательно, так как работы ведутся с безопасным напряжением, но сделать это желательно.
  2. Подключают к клеммам батареи мультиметр.
  3. Выставляют ток заряда – 10% от реальной емкости (цифра, указанная на корпусе, актуальна только для нового изделия, и то с погрешностью).
  4. Если ЗУ с регулировкой напряжения, выставляют ограничение на 14.4 В.
  5. К клеммам аккумулятора подсоединяют зарядное устройство.
  6. Смотрят на параметры. Когда напряжение будет 14.4 В, а ток заряда 0.1 – 0.3 А – батарея считается заряженной.

Автоматическая зарядка сама отключится и перестанет подавать заряд.

Чтобы убедиться в успешности зарядки, понадобится измерить напряжение покоя, наступающее спустя 8 – 12 часов простоя батареи. При 100% на клеммах будет напряжение 12.70 В.

Последующую зарядку необходимо выполнять, когда степень заряженности опустится до 60 – 75%. Допускать глубокий разряд не рекомендуется, хоть такие АКБ и устойчивы к нему.

Как выбрать зарядное устройство

ЗУ должно быть автоматическим, с такими способностями:

ЗУ для гелевой АКБ
ЗУ для гелевой АКБ/
  • регулировка тока заряда и напряжения, чтобы гелеобразный наполнитель сохранял свое состояние;
  • функция температурной компенсации – батарея во время зарядки греется, и важно, чтобы ЗУ подстраивалось под окружающую температуру;
  • диапазон эксплуатации – от -5 до +40°;
  • гелевые АКБ заряжают в несколько этапов, регулируя параметры и следя за температурой. Зарядное устройство должно уметь само подстраиваться под этот процесс.

«Умные» ЗУ с множеством режимов имеют отличную защиту, даже от неправильной полярности.

Можно ли заряжать обычным ЗУ

Многие интересуются этим вопросом, и сразу надо обозначить, что к жидкому электролиту и гелеобразному нужен индивидуальный подход. Заряжать можно, но даже при небольших отклонениях параметров гелий просто расплавится, и восстановить его не получится. Соответственно, батарея тоже пострадает.

С какими проблемами можно столкнуться, используя для зарядки обычное ЗУ:

  • заряд перестанет подаваться по достижении отметки 90% (рекомендуется полностью заряжать батарею, чтобы она прослужила дольше);
  • батарея просто не сможет принимать токи, которые выдает обычная зарядка;
  • придется контролировать весь процесс, от начала до конца, так как может понадобиться резко отключить зарядку;
  • АКБ может перегреться, и это критично.

Подключая гелевую батарею к обычному ЗУ, надо быть готовым к тому, что она может нагреться. Специалисты не рекомендуют так делать, да и эта разновидность далеко не из дешевых.

Особенности зарядки гелевого аккумулятора для мотоцикла

Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на скутеры, мотоциклы, снегоходы, характерны меньшей емкостью. А автомобильные зарядки, даже универсальные, не способны выдавать малые токи. Понадобится «интеллектуальное» зарядное устройство. Пример удачной модели – Bentox BX.

Зарядное устройство Bentox BX
Зарядное устройство Bentox BX.

Для проверки элемента питания используют тестер – мультиметр, которым замеряют напряжение на клеммах. Нормальный показатель – 12.7 В. Если значение ниже, АКБ нуждается в подзарядке. Если батарея долго была на хранении и не использовалась, правильно будет заряжать ее в течение 12 – 14 часов, выставив силу тока 1/10 от энергоемкости. Пока аккумулятор не зарядится, ЗУ не отключают. В то же время следят за температурой – корпус не должен нагреваться.

Гелевый аккумулятор – дорогой источник питания, но с учетом его свойств это выгодная покупка. Конечно, при условии, что он будет правильно заряжаться. Чтобы АКБ прослужила как можно дольше, надо придерживаться простых правил: не пользоваться частично разряженной, содержать в чистом виде, полностью разряжать-заряжать примерно 4 раза в год. При ошибке в ходе подзарядки, например, при превышении напряжения, гель отделяется от пластин. Если батарея вздуется, лучше не пытаться ее восстановить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 2 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector