Индикатор заряда аккумулятора автомобиля — обозначения цветов

Когда в машине стоит необслуживаемая батарея, владельцу не нужно откручивать крышки, следить за плотностью электролита, доливать дистиллированную воду и т.д. В плане обслуживания может потребоваться разве что периодическая подзарядка с помощью зарядного устройства, и то в тех случаях, когда отсутствует время или километраж, чтобы АКБ подзарядилась от генератора. Многие, у кого есть автомобиль, сталкивались с ситуацией, когда он отказывается заводиться. Причина – севшая АКБ. В связи с этим от водителя требуется отслеживать уровень заряда. Для этого можно воспользоваться вольтметром, но куда удобней ориентироваться на индикатор заряда аккумулятора, показывающий, в каком состоянии батарейка.

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля
Индикатор заряда аккумулятора автомобиля позволяет быстро определить текущее состояние АКБ.

Что такое индикатор заряда АКБ и для чего он нужен

Индикатор заряда батареи – довольно удобный инструмент, в особенности в зимнее время. С помощью этого «помощника» можно точно и быстро, без применения приборов, сделать вывод о состоянии аккумулятора, выявить неисправность. Сам источник питания представляет собой шесть «банок», соединенных последовательно.

Чем дольше АКБ в работе, тем слабее она держит заряд. И индикация как раз-таки помогает определить работоспособность батареи. Если отталкиваться от практики, чем больше в машине установлено электропотребителей, тем быстрее исчерпывается заряд.

Зимой это особенно заметно, ведь, чтобы согреться, водитель включает печку. Но и летом, если забыть отключить габаритные огни, батарейка «сядет» за ночь, и это негативно на ней скажется. По этой причине и стали устанавливать особый указатель, по которому легко определить текущую степень заряженности и в целом состояние АКБ.

Принцип работы

Принцип работы индикатора
Принцип работы индикатора.

Производителями встраивается индикатор с целью облегчить эксплуатацию элемента питания. Сначала идет индикаторный глазок, а под ним – ареометр, для определения плотности электролита. И уже по этому показателю делают вывод – требуется зарядка и другие меры или нет. Ареометр – измерительный прибор в виде трубки, на конце которой разноцветные поплавки в виде шариков из разных материалов. Принцип работы таков: при повышенной плотности жидкости на шарик начинает действовать архимедова сила, в результате чего он поднимается и просматривается через глазок. Когда электроэнергии в источнике питания практически не осталось, шарик тяжелее рабочего раствора, и тонет в нем. Дополнительно есть обозначение, указывающее на низкий уровень жидкости.

Где находится индикатор

Индикатор поплавкового типа встречается обычно на необслуживаемых источниках питания для автомобилей. Его можно найти снаружи корпуса батареи, на верхней крышке, обычно рядом с центральными «банками». Найти его легко – это маленькое прозрачное окно круглой формы.

Значение цветов индикатора

Видя, какой цвет «горит», надо понимать, о чем это говорит. Всего их три: зеленый, черный и белый. По ним судят о степени заряда и состоянии рабочего раствора. Есть батареи, встроенный ареометр, который имеет еще и красный цвет.

Цвета обозначения свидетельствуют о тех или иных проблемах, или их отсутствии:

Значение цветов индикатора
Значение цветов индикатора.
  • зеленый. Если при взгляде на датчик виден этот цвет, значит с аккумулятором все в порядке. То есть электролит в норме, заряд полон (минимум – 80%), и подзарядка не требуется. Поводов для беспокойств нет – можно смело ездить;
  • красный. Не зря этот цвет много где используется как «тревожный», и для автомобильной батареи не исключение. Если через глазок виден красный шарик, значит аккумулятор сильно разряжен, и рекомендуется его подключить к ЗУ в ближайшее время. Маловероятно, что мотор заведется при таком состоянии батареи;
  • черный. Этот цвет означает то же, что и красный: плотность рабочего раствора упала, в результате чего утонул зеленый шарик. Через глазок при этом видна только черная поверхность трубки. Что делать – ставить батарею на подзарядку;
  • белый. Шарик этого цвета говорит о недостатке электролита. Тут или обращаться в автомастерскую, или самому заливать дистиллированную воду, для чего надо будет разобрать АКБ.

Если подытожить, зеленый – все в порядке, черный или красный – требуется подзарядка. С белым несколько сложнее, так как это значит, что в аккумуляторе мало рабочего раствора, по причине его «выкипания» или утечки. Сперва рекомендуется осмотреть корпус на наличие дефектов. Электролит, точнее его водная составляющая, в ходе химической реакции испаряется, и выходит через особые клапаны давления. Обычно в необслуживаемых АКБ испарение минимально, но бывает.

Производители нарочно делают АКБ необслуживаемыми, чтобы не было возможности их разбирать. Но умельцы нашли способ доливки дистиллированной воды, один из них – просверливание отверстий. Метод рабочий, но все же применять на практике его не рекомендуется.

Перед тем как оценивать состояние источника питания по индикатору, стоит взглянуть на корпус батареи, где самим производителем должно быть указано, какой цвет о чем говорит.

Точность показаний

Целиком верить индикатору, встроенному в корпус батареи автомобиля, не стоит. Многие водители утверждают, что эта система определения порой сбоит, и точно установить состояние АКБ не всегда удается.

В пластиковом корпусе ареометра находятся несколько разноцветных шаров, имеющих разный удельный вес. Какой из них всплывет – зависит от плотности рабочего раствора. Каких-либо ламп или схем контроля стандартный индикатор не предполагает. Бывает, измеритель выдает ложные показания.

По каким причинам бывают погрешности:

  • температура влияет на параметр плотности электролита. Если на улице мороз – плотность увеличивается. В глазке при таком раскладе виден зеленый шарик, а по факту батарея может быть сильно разряжена;
  • температура влияет на состояние самого ареометра. Сделано это устройство обычно из пластика и стекла – материалов, имеющих малую устойчивость к температурным изменениям;
  • после добавления электролита индикатор стал неверно показывать. Добавлять рабочий раствор в принципе нельзя, АКБ от этого не станет выдавать заданные параметры, и по факту находится в разряженном состоянии. Ареометр в то же время показывает, что подзарядка не нужна;
  • аккумулятор включает в себя шесть последовательно соединенных «банок», а измеритель находится только в одной. То есть вывод о состоянии батареи делается на основе единственной «банки», а что с остальными – неясно. А в них может быть понижена плотность, а то и вовсе короткое замыкание, что сказывается на работе самой АКБ;
  • в АКБ оплыла активная масса. Обычно это случается со старыми источниками питания или при несоблюдении правил эксплуатации. Напряжение под нагрузкой в такой ситуации падает, и стартер не может прокрутить и раза;
  • ареометры в плане конструкции достаточно просты, в них порой создаются газовые пробки, шарик «залипает», что и может стать причиной погрешности или вовсе отказа индикатора.

Все, что требуется от водителя – заглянуть под капот, отыскать глазок на корпусе источника питания, и посмотреть на цвет. Если увиденное устраивает – можно ехать. Если нет – проверяют состояние аккумулятора другими способами, например, с помощью вольтметра. Значения для исправного устройства – 12.6 – 13.2 Вольт.

Нормальное напряжение АКБ при проверке мультиметром
Нормальное напряжение АКБ при проверке мультиметром.

Как сделать индикатор своими руками

Специальных схем в сети масса, но направлены все они на один результат. Реально сделать своими руками прибор из подручных средств, все зависит от возможностей, желания и наличия тех или иных товаров в магазинах радиоэлектроники.

Вот схема контроля индикатора на светодиодах. Если есть опыт, собрать ее можно меньше, чем за пол часа.

Схема контроля индикатора
Схема контроля индикатора на светодиодах.

Д809 – стабилитрон на 9 В, ограничивающий напряжение на диодах. Дифференциатор же собран на трех резисторах. Сам индикатор срабатывает на значение силы тока в электроцепи. Когда напряжение 14 В и более – силы тока достаточно, чтобы светили все светодиоды. Когда в диапазоне 12 – 13.5 В – горят VD2 и VD3, а если падает ниже 12 В – VD1.

Глазок на батарее – удобный инструмент для проверки уровня заряда, но многие владельцы автомобилей считают его лишним «наворотом», так как он может показывать неверно. Чтобы действительно убедиться, необходима ли подзарядка или нет, используют проверенные способы: с помощью нагрузочной вилки, мультиметра или других диагностических приборов. Тут уже кому как удобно, но в любом случае, следить за состоянием аккумулятора и соблюдать правила эксплуатации необходимо. Это позволит источнику питания дольше проработать и меньше сталкиваться с неполадками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector