Взорвался аккумулятор — почему и что делать

Работа АКБ связана с постоянно протекающей химической реакцией. Если она происходит с нарушением, аккумулятор в машине может взорваться. Это происходит нечасто, как правило, связано с нарушением правил эксплуатации, заводским браком.

Взрыв аккумулятора
Автомобильный аккумулятор может взорваться при нарушении условий его эксплуатации.

Может ли аккумулятор взорваться

Конструкция батареи, технология, по которой проходит химическая реакция, постоянно совершенствуются. Учёные стараются минимизировать вероятность возгорания. Тем не менее, аккумуляторы взрываются.

Если батарея взорвалась при движении с закрытым капотом, водитель услышит лишь небольшой хлопок. В этом случае произошел взрыв газа от статического напряжения, либо от повреждённой электропроводки.

Основные причины взрыва

Для понятия причин взрыва необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри АКБ. При зарядке свинцово-кислотной батареи вода разлагается на кислород и водород. Часть газа оседает на катодах, но некоторый процент накапливается под защитной крышкой. Данная смесь крайне взрывоопасна, достаточно малейшей искры, чтобы она загорелась. Искра может возникать между катодами и анодами, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы взорвался аккумулятор, должны одновременно сыграть несколько негативных факторов:

Взрыв АКБ при прикуривании
Взрыв АКБ при прикуривании авто.
  • падение уровня электролита в банках АКБ;
  • длительный перезаряд, когда ИП подключён к зарядному устройству более 12 часов;
  • несвоевременное обслуживание;
  • продолжительная нагрузка, сменяемая зарядом током с большим значением, например, когда автомобиль пытаются завести методом прикуривания от другого автомобиля.

По статистике чаще всего причина взрыва аккумулятора – человеческий фактор, нарушение техники безопасности, рекомендаций производителя по зарядке источника питания. Среди неправильных действий, в результате которых может воспламениться аккумулятор:

  • подача на клеммы высокого тока, не предусмотренного производителем АКБ;
  • продолжительная зарядка элемента питания с закрученными крышками. Пробки на банках обеспечивают герметичность, предотвращают испарение электролита во время эксплуатации. При зарядке их необходимо выкручивать, это исключит накопление чрезмерных испарений электролита при его кипении, соответственно аккумулятор не взорвётся;
  • ещё одна причина возможного возгорания – перезаряд батареи. Не все зарядно-восстановительные устройства оборудованы системой автоматического контроля, пользователь должен контролировать уровень потребления тока, общее время зарядки. Если используется зарядка старого типа, не всегда можно корректно установить силу тока, уровень напряжения, соответственно, восполнение ёмкости будет происходить с нарушением технологического процесса.

Меры безопасности

Взрыв аккумулятора – опасное, неприятное явление, при котором поломка батареи – наиболее благоприятный исход. В момент взрыва происходит разрушение корпуса, его частицы разлетаются на большой скорости, способны повредить детали двигателя, кузова, посечь кожу, если взрыв произошёл при открытом капоте. Также при деформации происходит выброс электролита, он способен нанести глубокие химические ожоги.

Что делать, если аккумулятор загорелся

При возгорании аккумулятора ни в коем случае не стоит тушить его водой, это только усугубит ситуацию, ускорит химическую реакцию. Для тушения необходимо использовать порошковый огнетушитель, который, как правило, есть в автомобиле.

Автомобильный огнетушитель
Автомобильный огнетушитель.

Также можно накрыть место возгорания плотной тканью, например, покрывалом.

Как устранить последствия

Электролит – химически активная жидкость. После возгорания, взрыва следует как можно быстрее удалить его следы с двигателя, кузова авто, пола гаража. Для этого используется раствор соды.

Как предотвратить взрывание

Взрыв аккумулятора – проблема, которую можно избежать, если соблюдать рекомендации:

Смазка клемм аккумулятора
Смазка клемм аккумулятора.
  • Поддерживать корпус аккумуляторной батареи в чистоте. Главное – чтобы не забились вентиляционные отверстия, отводящие газ. Также необходимо контролировать состояние клемм. Удалять следы окисления, ржавчины, обрабатывать поверхность специальным составом.
  • Некоторые водители утепляют зону двигателя, в том числе аккумулятор. Утеплитель не должен полностью закрывать батарею, необходимо проделать специальные вентиляционные отверстия, обеспечивающие отток газа.
  • Не рекомендуется «прикуривать» автомобиль. Если в этом есть необходимость, используйте качественные зажимы, провода.
  • Пользоваться качественными клеммниками. Они должны плотно обживать клеммы аккумулятора, не допуская образования статического электричества.

При обслуживании АКБ водитель должен придерживаться нескольких правил:

  • не проводить работы вблизи открытого огня;
  • заряжать аккумуляторную батарею в хорошо проветриваемом помещении;
  • не оставлять заряжаемый элемент питания без присмотра;
  • следить за временем зарядки, уровнем подаваемого тока;
  • контролировать уровень электролита, особенно в северных регионах;
  • при зарядке обязательно выкручивать пробки на всех банках.

Взрыв аккумулятора – неприятность, от которой никто не застрахован. Но если соблюдать правила эксплуатации, зарядки АКБ, вероятность воспламенения испарений электролита будет минимальной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector