Многие водители попадали в ситуацию, когда вечером с автомобилем все было в порядке, а утром он почему-то не захотел заводиться. При этом АКБ еще не успела «отжить свое», то есть с ней все в норме. Одна из явных причин – ток утечки аккумулятора автомобиля. Явление нормальное, и встречается на всех машинах, но должно соответствовать определенным нормам. Если допустимый предел превышен, АКБ станет терять заряд даже когда машина не эксплуатируется. Как итог – появятся сложности при пуске двигателя. Какая норма тока утечки аккумулятора автомобиля, от чего возникает, как выполняется проверка и как быть, когда выявлены отклонения – в статье.
Что такое ток утечки и откуда он берется
Утечкой называют незапланированный ток, протекающий в электроцепи.
Почему он возникает:
- неисправна проводка или приборы-потребители, нарушена их нормальная работа;
- проводка или оборудование смонтированы или настроены неправильно.
Что до первого пункта, возможно, перетерлись провода, вышел из строя один из электроприборов, произошло замыкание оголенной проводки и контактов оборудования жидкостями, проводящими ток (вода, электролит и пр.). Иногда поломка проявляется частично. Например, один из потребителей, допустим сигнализация или магнитола, «тянет» больше тока, чем надо. Внешне это определить удается не всегда.
Во втором случае все объясняется ошибками в монтаже или неправильным пользованием электрическим оборудованием. Один из примеров: водитель отключает зажигание, а обогрев стекол работает дальше, или аудиосистема не переключается в спящий режим, и продолжает получать питание.
Все это и приводит к утечкам. Как результат – АКБ садится в разы быстрее. Порой с такой скоростью, что уже утром водитель не может завести автомобиль. Если машина и дальше будет стоять с такой проблемой, батарея из-за глубокого разряда запросто выйдет из строя.
Поэтому, заметив, что при выключенном двигателе батарея быстро теряет заряд, пора начинать принимать меры. В первую очередь проверяют электрооборудование автомобиля на ток утечки. Решить такую неприятность рекомендуется быстрее. Сложности при пуске мотора – не единственное, с чем может столкнуться водитель. Короткое замыкание, поломка приборов, возгорание – вот одни из последствий.
Какое значение тока утечки считается нормальным
В автомобиле немало устройств, которые садят АКБ даже когда мотор стоит: часы, магнитола, средство защиты и пр. Если они исправны и правильно подключены, утечек не наблюдается.
Как сообщают мастера, нормальные значения такие:
- не более 50 мА – когда в салоне только штатное оборудование;
- не более 80 мА – если дополнительно установлены охранная система, магнитола, GPS-навигатор и т.д.
Для наглядности, что и сколько энергии потребляет:
- одна лампа фары – 45 – 50 мА;
- часы – 1 – 2 мА;
- сигнализация – 18 – 25 мА;
- магнитола – 3 – 5 мА;
- лампочки салона – 10 – 12 мА;
- лампочки приборной панели – 2 – 3 мА.
Когда отключены штатные приборы, и к ним не поступает ток, допустимым считается параметр утечки 15 – 80 мА.
Проверка АКБ
Для замера тока утечки аккумулятора понадобится мультиметр и рожковый ключ на 10 для ослабления клемм. Порядок действий:
- Выключают зажигание, извлекают ключ из замка. Двери закрывают, но стекла оставляют открытыми. В ходе замеров батарея будет «перезагружаться» – сработает центральный замок, поэтому рекомендуется оставить доступ к салону.
- Проверяют, все ли отключены потребители энергии, включая лампочки в багажном отделении, под капотом и остальных местах.
- Открывают капот и отсоединяют от АКБ «минус».
- Чтобы проверить мультиметром утечку тока, прибор переключают в режим измерения тока. Одним концом щупа прикасаются к «минусу», другим – к отрицательному электроду.
- Считывают показания – это и будет ток утечки.
Выполнить проверку не сложно, но делать все надо аккуратно. Если одновременно прикоснуться щупами к положительному электроду, случится короткое замыкание и перегорят предохранители мультиметра.
Что делать при отклонениях от нормы
Если ток утечки превышает нормальные значения, ищут причину. Начинают с подсоединения мультиметра, как при проверке, затем один за другим извлекают предохранители и реле. Так поочередно размыкается цепь в бортовой сети. Если в ходе проверки ток утечки придет в норму, значит проблемная цепь найдена. Далее уже разбираются с этим прибором, то есть ремонтируют или заменяют.
Бывает, в ходе проверки извлекаются предохранители, а источник проблемы не обнаруживается. Тогда проверяют те места, где предохранителей нет – стартер и генератор. Именно из-за неполадок в последнем и страдает АКБ – она просто не заряжается.
Проверка генератора выполняется по инструкции:
- Выключают зажигание, из замка достают ключ.
- Отключают всех потребителей тока.
- К батарее подсоединяют концы мультиметра: черный к «-», красный к «+».
- На приборе выставляют режим измерения напряжения.
- Если АКБ заряжена, на экране покажет 12.6 – 12.9 В.
- Запускают мотор, включают фары, печку, обогрев стекол.
- Снова проводят замеры. Должно показать 12.8 – 13.4 В, предел – 14.3 В.
Если напряжение в этом диапазоне, значит дело не в генераторе – он справляется с зарядкой батареи. Когда меньше – проблема есть, возможно, износились щетки или вышел из строя диодный мост. Ремонтировать – не практично, поэтому узел заменяют.
На новых автомобилях нормальные значения тока утечки находятся в диапазоне 15 – 80 мА (когда потребители энергии отключены). Если выше – ищут проблемный прибор или испортившуюся проводку. Игнорировать этот момент не стоит. Последствия разные, от севшей АКБ до возгорания проводки.