Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Аккумуляторная батарея автомобиля – техническое устройство, необходимое для питания бортовой сети и пуска двигателя. И оно нуждается в периодическом обслуживании. Многие автолюбители относятся к АКБ как к расходному материалу – не обслуживают, и после 2 – 3 лет эксплуатации берут новую. Но если обеспечить должный уход за этим важным компонентом, устанавливаемым в автомобиль, он способен «прожить» и дольше, вплоть до 5 – 6 лет. Рассмотрим, как выполняется обслуживание автомобильных аккумуляторов своими руками с целью продления их срока службы.

Обслуживание автомобильных аккумуляторов
Обслуживание автомобильных аккумуляторов необходимо для продления срока их службы.

Для чего нужно обслуживание аккумулятора

АКБ – важный элемент системы зажигания любого двигателя, работающего от бензина. Со временем он приходит в негодность – внутри корпуса протекают химические процессы, вырабатывается электрический ток, разрушающий его. Обслуживание аккумулятора – комплекс мер, позволяющий продлить срок его эксплуатации.

От чего зависит срок службы АКБ:

  • недозаряд. Если автомобиль эксплуатируют для езды по городу, часто запускают двигатель, и при этом в салоне немало потребителей электроэнергии, генератор попросту не успевает зарядить батарею. Как итог, та функционирует в аварийном режиме, и это отражается на ее состоянии;
  • окружающая температура. Диапазон нормальной работы автомобильной батареи – от +15 до +20°. Снижение на 1 градус приводит к уменьшению емкости на 1%. Электролит, находящийся в корпусе, при сильном морозе может замерзнуть, а при жаре – испариться, что также приведет к окислению клемм;
  • неисправности бортовой сети. Если от генератора к АКБ поступают большие токи, «банки» начнут кипеть, а из электролита полностью испарится вода. Если генератор недостаточно мощный, чтобы запитать всех потребителей, батарея не будет успевать пополнить заряд;
  • коррозия. Этот процесс, проходящий внутри аккумулятора, естественен, и от него никуда не деться. Но появление ржавчины можно замедлить – необходимо доливать в батарею качественный дистиллят, купленный в аптеке, а не обычную воду из центрального водопровода;
  • сульфатация. Тоже естественный процесс, характерный появлением на контактах батареи белого налета. Если с зарядкой проблем нет, налет растворяется сам, но если наблюдается недозаряд, он накапливается, образуя толстый слой, и это способно полностью вывести батарею из строя.

Эти факторы так или иначе присутствуют при эксплуатации АКБ. Обслуживать аккумулятор и необходимо с той целью, чтобы минимизировать последствия.

Варианты обслуживания и периодичность

Есть обслуживаемые и необслуживаемые батареи. Первые нуждаются в регулярной проверке и профилактике. Необслуживаемый аккумулятор не так прихотлив – ему не нужен ремонт, техобслуживание, но и по цене он куда дороже.

Периодическое обслуживание делится на 2 группы процедур:

  • оценивают состояние батареи по внешним признакам;
  • проводят диагностику;
  • непосредственно обслуживание.

Проще всего – визуально оценить, в каком состоянии батарея. На ней не должно быть сколов, трещин, подтеков, отложений на клеммах.

Аккумулятор с отложениями на клеммах
Отложения на клеммах аккумулятора.

Далее переходят к вопросам посерьезнее:

  • проверяют напряжение, отключив АКБ от бортовой сети;
  • оценивают параметры батареи при работающем двигателе;
  • проверяют уровень и плотность электролита.

Строгой периодичности проверки нет. По мнению опытных водителей, заниматься диагностикой аккумулятора следует вместе с проверкой уровня масла, жидкости для омывания стекол, давления шин и т.д. То есть это должно войти в привычку.

Все эти операции реально выполнить самостоятельно, в домашних условиях, а основными инструментами при проверке выступают мультиметр и вилка нагрузки.

Как самостоятельно обслужить АКБ

Мероприятие это несложное, но требует соблюдения определенных правил. Как минимум стоит знать, что электролит, содержащийся в «банках» АКБ – это раствор серной кислоты. Вещество едкое, и работая с ним, необходимо позаботиться о средствах индивидуальной защиты.

Напряжение АКБ

Простой тест проводят с применением вольтметра или мультиметра. Для начала следует снять АКБ с автомобиля или просто отсоединить контакты. Порядок процедуры:

Проверка напряжения с помощью мультиметра
Проверка напряжения с помощью мультиметра.
  1. Берут прибор и переводят его в режим измерения напряжения.
  2. Выставляют диапазон до 20 В.
  3. Соединяют клеммы с соблюдением полярности, то есть ++, — (красный щуп на плюс, черный – на минус). Если подключить наоборот, страшного ничего не случится.
  4. Считывают показатели с экрана прибора.

Параметр нормального напряжения – от 12.5 до 12.9 В.

Когда АКБ выдает напряжение ниже 12 В, значит ее необходимо зарядить. Если на экране прибора выдает значение в районе 10.5 В – это глубокий разряд, и восстановить такой аккумулятор не всегда возможно.

Пользоваться батарей с критическим уровнем разряда не рекомендуется – увеличится сульфатация, значительно снизится емкость и сократится срок службы.

Напряжение бортовой сети

Для проведения измерений также используют мультиметр, щупы которого подсоединяют к выводам АКБ. Но саму батарею не извлекают из авто, а наоборот – запускают двигатель. Правильно замеры проводить с включенными потребителями электроэнергии – обогревом стекол, печкой, магнитолой (чтобы сымитировать реальные условия эксплуатации). Нормальным напряжением считается 13 – 14.4 В.

При меньшем напряжении аккумулятор не будет получать заряда, при большем – повысится расход воды. Если параметры выходят за пределы нормальных, придется обращаться к автоэлектрику, который проверит генератор, регулятор напряжения и другие узлы электросети автомобиля.

Уровень электролита

Электролит – рабочая жидкость автомобильного аккумулятора. Проверить его уровень можно не снимая батареи, придерживаясь следующей инструкции:

Проверка уровня электролита
Проверка уровня электролита.
  1. В случае с обслуживаемой батареей – откручивают пробки «банок» или снимают крышку корпуса, если та цельная. Если необслуживаемая – проверяют, ориентируясь на прозрачную часть корпуса. Разбирать такую АКБ не стоит.
  2. Измерения проводятся стеклянной или пластиковой трубочкой. Если такой под рукой нет – подойдет корпус обычной ручки.
  3. Трубку опускают в «банку», при этом верхнюю ее часть закрывают пальцем.
  4. Коснувшись пластин, извлекают трубку и оценивают уровень.

Нормой считается, если в трубку набрался электролит на высоту 10 – 15 мм. Такие манипуляции необходимо провести с каждой «банкой». Можно обойтись без трубки – электролита должно быть столько, чтобы он полностью покрывал пластины.

Для удобства можно подсветить себе фонариком, но не зажигалкой, так как АКБ относится к взрывоопасным элементам.

В случае с необслуживаемыми аккумуляторами, там для проверки уровня электролита предусмотрены отметки на корпусе: min, max. Жидкость должна находится посреди этих отметок.

Плотность электролита

От этого параметра зависит правильность зарядки аккумулятора и режим его работы. Прежде чем проверять плотность, батарею полностью заряжают. Какие значения считаются нормой – от 1.27 до 1.29 г/см3.

Проверяют специальным прибором, который погружают в «банки» – ареометром. Если по результатам оказалось, что плотность выше – доливают дистиллированную воду. Если ниже – частично удаляют старый электролит и добавляют новый, придерживаясь значений емкости. После батарею подзаряжают, выжидают 3 – 4 часа и проводят новую проверку.

Зарядка

Если брать штатные условия эксплуатации, то есть когда автомобилем пользуются постоянно, рекомендуется заряжать аккумулятор раз в три месяца. Правильно процедуру будет назвать подзарядкой. Достаточно зарядить батарею по максимуму, а уже по ходу эксплуатации она будет периодически подзаряжаться сама, от генератора. Обычно такая зарядка выполняется в автоматическом режиме, но можно подать и постоянное напряжение.

Иногда требуется внеплановая зарядка. К примеру, водитель забыл выключить фары и посадил АКБ. Или если машиной долго не пользовались, и батарея ушла в глубокий разряд. В таких ситуациях заряжают в режиме постоянного тока, контролируя процесс.

Подзарядка АКБ
Подзарядка АКБ с помощью пуско-зарядного устройства.

Применение нагрузочной вилки

При помощи вилки нагрузки водитель может точно оценить, в каком состоянии источник питания. Функция прибора – имитация нагрузки на батарею, которая создается при пуске мотора. По результатам тестов узнается остаточная емкость АКБ и ее способность к восстановлению заряда.

Если вилка показала, что есть проблемы, обычно с тестируемой батареей не церемонятся и утилизируют, а вместо нее берут новую.

Ток утечки

Если автомобилем зимой не пользуются и планируется, что он в этот период будет простаивать, рекомендуется внепланово обслужить батарею, особенно на факт утечки тока.

И если по результатам проверки выяснится, что значения выходят за рамки нормы, вероятно, после зимовки аккумулятор будет разряжен в ноль. Как итог – начнется сульфатация, снизится емкость. Иногда АКБ портятся, даже если без работы простаивают всего пару недель, и причиной тому – большие утечки тока.

Порядок выполнения процедуры:

Проверка тока утечки
Порядок проверки тока утечки.
  1. Выключают зажигание, извлекают ключ.
  2. Закрывают двери, но опускают стекла, чтобы к салону был доступ.
  3. Отключают всех потребителей электроэнергии.
  4. С батареи снимают «минус».
  5. Берут мультиметр и выставляют на нем режим измерения тока.
  6. Красный щуп подводят к «массе», черный – к минусу.
  7. Запускают прибор и смотрят на показания.

Нормой считаются значения в диапазоне 15 – 70 мА. Если токи утечки выше – ищут причину. Для определения источника проблем подводят клеммы, как в инструкции выше, и поочередно снимают предохранители реле. Когда ток нормализуется, ориентируясь на маркировку предохранителя можно понять, где именно проблема и куда «уходит ток».

Профилактика сульфатации

Процедура, необходимая для продления срока службы АКБ, называется десульфатация. Если батарея в эксплуатации давно, на ее пластинах появляются излишки свинца, и они остаются, даже если источник питания полностью зарядить. Десульфатация, если полностью и не уберет остатки, то снизит их количество.

Простейший метод профилактики – залить в «банки» специальный раствор. Правда он дорогой, и найти его удастся не в каждом автомагазине. Порядок действий сводится к: удалению старого электролита, заливке раствора, выжиданию определенного времени, указанного в инструкции, сливе раствора и заливке нового электролита.

Способ посложнее – зарядить аккумулятор специальным зарядным устройством, работающим по принципу импульсного тока. Такие ЗУ дорогие, и многие автолюбители собирают их своими руками.

Обслуживание АКБ – необходимое мероприятие, которое отнимет максимум час свободного времени. Если этим не заниматься, батарея прослужит куда меньше, чем могла бы. Тут каждый решает сам: выполнять все работы самостоятельно, отдавать машину в автосервис, или вообще ничего не делать, а спустя пару лет утилизировать отработанную АКБ, а вместо нее поставить новую.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector