При зарядке АКБ не кипит одна банка — почему и что делать

Аккумулятор – важный элемент любого автомобиля, обеспечивающий пуск двигателя и питающий бортовую сеть. Ему для нормального функционирования требуется подзарядка. Обычно это происходит при движении машины – АКБ получает заряд от генератора. Но можно использовать и зарядные устройства. Когда батарея полностью зарядилась, ее отсеки, называемые банками, бурлят под действием электротока. При нормальной зарядке кипят все отсеки. Но случается, когда при зарядке аккумулятора одна банка не кипит – не выделяются пузырьки. Что с этим делать, знают не все водители, не понимая, нормальное это вообще явление или нет.

При зарядке АКБ не кипит одна банка
Банка аккумулятора может не кипеть из-за короткого замыкания и попадания посторонних предметов в АКБ.

Что означает термин «кипение электролита»

Кипение электролита при зарядке
Кипение электролита при зарядке связано с распадом воды на кислород и водород.

Визуально АКБ выглядит как цельное устройство, но конструкция предполагает несколько отсеков, банок, которых обычно 6. Сами по себе они изолированы, но их связывает заливаемый электролит. Изолируют пластины не просто так – это уменьшает риск выхода из строя всей АКБ из-за закорачивания.

Отдельная секция заряженной батареи выдает напряжение в 2.1 В. Если рассматривать обычные условия эксплуатации, аккумулятор вообще не нужно подзаряжать – эту задачу берет на себя генератор. Но если двигатель заглушен, применяют автономный источник питания.

Тем не менее, встречаются ситуации, когда водитель не может завести машину из-за разряженной батареи, и ставит ее на подзарядку. Дорогие зарядные устройства способы автоматически восполнять заряд, останавливая процесс в тот момент, пока банки не получат необходимого напряжения. Более доступные ЗУ работают иначе – они и дальше подают напряжение. В результате электролит плотнеет, и вода, содержащаяся в нем, под действием тока распадается на кислород и водород. Газы вырываются наружу, на поверхности появляются пузырьки – этот процесс и называют кипением электролита.

Когда начинается бурление, это значит, что пора отключить зарядку. Не сделав этого, увеличится плотность электролита, а вместе с нею и содержание серной кислоты. Вода испаряется, уровень электролита снижается, как итог – оголяются пластины АКБ. Они, будучи нагретыми и находясь на воздухе, начнут деформироваться, из-за чего снижается изначальный уровень емкости аккумулятора.

Непродолжительное кипение не несет вреда АКБ, но следить за ходом подзарядки нужно.

Причины неисправности

Многие неопытные автомобилисты, видя, что при зарядке АКБ не кипит одна банка, ошибочно полагают, что она отжила свое и ее пора отправлять в утиль.

Есть несколько причин, почему так происходит. И это необязательно признак того, что ресурс аккумулятора подошел к концу. Причины отсутствия признаков бурления:

  • короткое замыкание, посторонние предметы внутри банки, пластины «посыпались». Как итог – отсек не получает заряда, соответственно, кипения нет;
  • разбалансировка. Встречается это редко. Бывает все банки получили нужный заряд и кипят, кроме одной. Все отсеки уже бурлят, а последний только начинает;
  • батарея «отжила свое». АКБ – расходный материал со своим сроком службы. Если это дешевая модель, или бывшая в употреблении, в среднем она прослужит 1 – 3 года. Под конец срока отсеки начинают осыпаться, а электролит мутнеет. Это первый признак, что пора подыскивать новую АКБ.
Мутный электролит в АКБ
Мутный электролит в АКБ.

Когда один отсек не закипает при работающем двигателе – это первый сигнал, что АКБ пора менять. Но если так происходит при подключении ЗУ, все можно исправить.

Что можно сделать

Вероятность восстановить АКБ – 50%, поэтому сразу надо подготовиться к тому, что придется брать новую батарею. Восстановление – экспериментальная процедура. И даже если только одна банка не кипит – еще какое-то время можно поездить. Но в определенный момент запустится цепная реакция, и испортится весь аккумулятор. Заряжать АКБ, в надежде, что отсек закипит, когда другие вовсю бурлят – не стоит.

Последовательные действия по «реанимации» батареи:

  1. Восстанавливают отсеки. Если причина неработоспособности банки – сторонний предмет, его извлекают. Но это доступно только если АКБ обслуживаемая и предполагает разборку. Иногда решает ситуацию промывка. Если в банке обнаружился кусок пластины, вызывающий короткое замыкание, ее извлекают, а после заряжают проблемный отсек. Обычно работоспособность АКБ восстанавливается на 85%.
  2. Для зарядки одного отсека потребуется полностью разрядить батарею. Это действие еще называют выравниванием заряда. Достаточно включить фары и оставить машину, пока батарея полностью не сядет, на что уходит порядка суток. Далее аккумулятор заряжают, и при условии качественной очистки каждая банка будет получать одинаковый заряд.
  3. Иногда при разборке батареи замечают, что секция мутная, а пластины при извлечении буквально рассыпаются – это не есть хорошо. Такой АКБ уже не восстановить.

Нарушать целостность корпуса батареи не рекомендуется.

По сравнению с советскими аккумуляторами, новые АКБ не предполагают разборки. И если с батареей начались проблемы, рекомендуется ее утилизировать и купить новую, соответствующую характеристикам автомобиля. Способы «реанимации», описанные в статье, экспериментальные, и применяя их на практике, каждый действует на свой страх и риск.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector