Машина – не просто удобное средство передвижения, но и ряд «сюрпризов» с технической составляющей. Например, можно столкнуться с ситуацией, когда авто просто не заводится по причине севшего аккумулятора. Поможет внешний источник энергии, с которого будет получаться заряд. На сленге автовладельцев это называется «прикуривание». Опытные водители знают все тонкости, а у новичков могут возникнуть проблемы. Как правильно прикурить автомобиль от аккумулятора, и что для этого нужно – в статье.
О процессе прикуривания аккумулятора
Прикуривать – это значит запускать двигатель от постороннего источника энергии. Прикурить аккумулятор просят у хозяина другого автомобиля, который завелся и нормально работает. Аккумуляторная батарея последней набрала необходимую энергоемкость и может передать немного тока.
Сам процесс прикуривания – это когда подается напряжение от АКБ исправной машины через толстые провода с клещами (называются «крокодил» – ими крепятся к клеммам батареи). Когда бортовая сеть одного автомобиля объединяется с аккумулятором донора, можно запустить мотор первого авто. Это эффективная процедура, если причина – севший источник питания. Например, стартер плохо крутит или вовсе не проворачивается.
Если неправильно прикурить от другого аккумулятора, можно навредить обеим машинам.
Что нужно для прикуривания
В первую очередь – пусковые провода (с клещами, которые называют «крокодилами»). Если энергоемкость батареи большая, потребуются толстые кабеля.
Второе – нужен «донор». Так называют аккумулятор, от которого планируют прикуриться. Например, в гараже лежит неиспользуемый источник энергии – его можно поставить рядом с авто, подключить провода к батарее под капотом, и запустить мотор. Но обычно ситуация случается в неподходящий момент, и донором служит АКБ другой машины.
Есть правила прикуривания от другого автомобиля:
- донором должна быть батарея того же или большего размера. Энергоемкость батареи зависит от объема и типа двигателя. Не получится прикурить крупный внедорожник от легковушки – вероятно, последней после этого самой понадобится помощь;
- прикуриваться надо от авто, бортовая сеть которой имеет то же напряжение. Обычно это 12 В. На грузовиках и некоторых внедорожниках – 24 В, мотоциклах – 6 В;
- прикуривая от машины, двигатель последней должен быть прогрет. Теплая батарея эффективнее принимает и делится током.
Если АКБ новая, ничего страшного – она справится с этой задачей.
Порядок действий
Отыскав разогретого донора, достав провода, приступают к прикуриванию. Пошаговая инструкция:
- Машины ставят так, чтобы провода держались свободно. Контакт между корпусами авто не допускается. Если батарея установлена в багажнике, но под капотом есть выводы – прикуривают через них, чтобы уменьшить потери тока.
- На обеих авто отключают потребителей энергии (сигнализацию, аудиосистему и пр.), мотор донора глушат.
- Открывают капоты и находят токовыводы батарей, то есть «плюс» и «минус». Обычно ориентируются по маркировке на корпусах.
- Положительные клеммы («плюсовые») двух АКБ соединяют красным пусковым кабелем при помощи «крокодилов». Важно, чтобы металлические части черного провода не соприкасались с красным – это чревато замыканием.
- Зажим черного кабеля присоединяют к «минусовой» клемме донора.
- Останется свободный зажим черного провода – его лучше подключить к металлической детали двигателя машины, которую прикуривают. Если подключиться некуда, накидывают на «минусовую» клемму. Все, машины объединены в единую цепь.
- Если реципиент (восстанавливаемая батарея) не полностью севший, а донор мощный, пробуют завестись. Получилось – отключают провода. Если нет, запускают мотор донора на 5 – 10 минут, которых должно быть достаточно для подзарядки обеих АКБ. Для большей эффективности жмут на газ, поднимая обороты до 2000.
- Прежде чем запускать реципиента, глушат мотор донора. Правило простое – двигатели машин не должны работать одновременно.
- Пробуют завести реципиента. Бывает, стартер не крутит мотор, слышны щелчки. Возможно, дело в слабом контакте – проверяют соединение.
- Провода отключают когда заведется прикуриваемая машина. Сначала снимают черный, затем красный кабель.
После прикуривания надо дать двигателю поработать 20 – 30 минут, что необходимо для подзарядки батареи.
Меры безопасности
Чтобы прикуривание не обернулось плачевно, важно следовать стандартным мерам безопасности:
- соблюдать полярность при подключении проводов;
- перед прикуриванием надо заглушить двигатель донора;
- донором может быть только аналогичная батарея (нет смысла пытаться прикурить дизельный джип от малолитражки);
- использовать качественные пусковые провода.
Что до кабелей, их выбирают по таким критериям:
- сечение. В случае с аккумулятором 12 В достаточно будет сечения 16 мм, но рекомендуется 20 – 22 мм (чтобы дольше сохранялась целостность изоляции);
- длина. Ее должно хватать для удобства процедуры. Короткие могут отсоединиться, а это чревато замыканием;
- изоляция. Варианта два: жесткая оплетка и ПВХ. Лучше второй, так как жесткая изоляция при минусовой температуре становится хрупкой и портится;
- зажимы. Лучше, чтобы они были из меди, проводимость которой выше, по сравнению с алюминием.
Прикуривание – способ завести машину от другого аккумулятора. Процедура требует соблюдения правил и использования качественных проводов. Китайские дешевые лучше не рассматривать, даже если выглядят они внушительно. Вероятно, это иллюзия, которая может обернуться серьезными последствиями (сгоревшее электрооборудование, выход из строя АКБ, а то и пожар).