Стартерные аккумуляторные батареи, имеющие маркировку 115D31L или 115D31R, устанавливаются преимущественно во внедорожники и автомобили класса Premium, оснащенных двигателем объемом более 2.5 и 3.5 л. В плане габаритных размеров они куда больше классических АКБ, и стоят больше, что характеризуется применением технологий EFB и AGM для машин с системой Старт-Стоп. Что это за батареи, каковы их рабочие параметры, как считывать маркировку, кто производитель и есть ли аналоги – об этом в статье.
Характеристики аккумулятора 115D31L
Источники питания, устанавливаемые в азиатские машины, делают по японскому промышленному стандарту JIS D 5301:2016. Стандартизация нужна, чтобы владельцам автомобилей было проще подобрать «заменителя», когда имеющаяся батарея выходит из строя. К слову, JIS насчитывает более двадцати маркировок.
Выпускаемые батареи пусть немного, но различаются эксплуатационными параметрами. К примеру, у модели Solite 115D31L энергоемкость 95 Ач, а ток холодной прокрутки – 750 А, а у American 115D31L – 100 Ач и 800 А соответственно. Пара характеристик остаются неизменны – габаритные размеры и клеммы типа ASIA.
Аккумуляторы с такой маркировкой тяжелые, поэтому для удобства их извлечения из посадочного отсека и транспортировки предусмотрена специальная прочная ручка. За счет высокопрочного материала корпуса обеспечивается устойчивость АКБ к любым механическим воздействиям.
Общие характеристики аккумулятора:
- энергоемкость – 80 – 100 Ач;
- значение пускового тока – 780 – 900 А;
- полярность – обратная или прямая;
- габариты (высота, ширина, глубина) – 225 х 170 х 310 мм, при этом допускается погрешность в ±2 – 3 мм;
- используемые технологии – Ca/Sb, Ca/Ca, EFB, AGM;
- если обслуживаемый, с необходимостью доливки дистиллированной воды, то в маркировке будут буквы – MF;
- необслуживаемый обозначается как SMF, CMF;
- масса – 20 – 25 кг.
Клеммы у источника питания «толстые», где диаметр «положительной» – 19.5 мм, «отрицательной» – 17.9 мм, а их высота – 17 мм.
Отличительная черта аккумуляторов на фоне аналогов – устойчивость к воздействию концентрированной кислоты и повышенной температуры. В модификациях AMG и EFB предусматривается встроенная защита, предотвращающая разбрызгивание электролита, причем независимо от положения корпуса.
Производители, изготавливая свинцовые пластины, могут добавлять какой-либо металл, например, кальций, серебро или олово. Делается это с целью уменьшения свойства саморазряда, увеличения срока эксплуатации и максимального пускового тока. Естественно, это отражается на конечной цене.
Выводы батарей делаются методом холодной прокатки, что замедляет процессы их окисления воздухом или от химических реакций, протекающих внутри корпуса. В то же время улучшается электрический контакт с «положительной» и «отрицательной» клеммами.
Отличия от 115D31R
До расшифровки маркировки еще дойдем, но последняя буква в названии батареи указывает на тип полярности. Определить ее несложно: надо развернуть батарею клеммами к себе, и если «положительная» справа, значит полярность обратная (L), слева – прямая (R).
Расшифровка маркировки
На первый взгляд цифробуквенный код ни о чем не говорит, тем более что устройство сделано по японским стандартам. Но в маркировке содержится информация об основных рабочих параметрах АКБ, и расшифровывается она так:
- 115 – общее обозначение пусковых характеристик батареи. Для расчета применяют сложные формулы, где есть прямая зависимость от энергоемкости и пускового тока. Расчетная формула предполагает немало коэффициентов и переменных, что дает возможность производителям получать АКБ, различающиеся емкостью и током холодной прокрутки. В данном случае цифра 115 говорит о том, что энергоемкость – от 80 до 100 Ач, а пусковой ток – от 780 до 900 А;
- D – обозначение высоты и ширины аккумулятора без учета клемм, причем округленные до числа, кратного десяти. Если отталкиваться от стандарта JIS – 200 и 170 мм. На практике же имеет место погрешность в 2 – 4 мм;
- 31 – длина, измеряемая в Японии в сантиметрах, тоже округленная в большую сторону. Опять же, допустима погрешность;
- L/R – полярность. Азиатские машины обычно сходят с конвейера с аккумуляторами обратной полярности (L).
Помимо этих букв и цифр могут быть буквы MF, CMF или SMF, указывающие на класс обслуживаемости.
Особенности эксплуатации
Необслуживаемые аккумуляторы нет необходимости разбирать. То есть не нужно снимать крышку, откручивать пробки, заливать в «банки» дистиллированную воду. Просто в ходе эксплуатации они практически не теряют воду, и только в экстремальных ситуациях может снизиться уровень электролита. Если же возникла нештатная проблема, «ковырять» АКБ не стоит, что чревато ее полным выходом из строя, а то и хуже. Правильным решением будет купить новую батарею.
Что до подзарядки, необходимо отталкиваться от типа аккумулятора. Обычно сам производитель указывает на корпусе, какую силу тока и напряжение выставлять для конкретной модели. В целом инструкция по зарядке простая:
- Снимают «отрицательную», затем «положительную» клемму.
- Извлекают АКБ из посадочного гнезда.
- Если на улице мороз, устройство переносят в проветриваемое помещение с комнатной температурой.
- Ждут пару часов, пока батарея прогреется.
- Удаляют с поверхности корпуса загрязнения.
- Если есть химические окислы – смывают их используя раствор соды.
- Подключают АКБ к зарядному устройству, обязательно с соблюдением полярности.
- Включают ЗУ в сеть.
- Выставляют зарядный ток 10% от энергоемкости.
- Ждут, когда окончится зарядка, затем отключают ЗУ и снимают клеммы.
Так и выполняется подзарядка, и делать ее рекомендуется в профилактических целях примерно раз в 2 – 3 месяца. Понять, что АКБ нуждается в зарядке, можно по напряжению. Оптимальные значения – 12.6 – 12.7 В.
Аналоги от разных производителей
Аккумуляторы типоразмера 115D31L или R выпускаются преимущественно японскими и южнокорейскими компаниями. Так как азиатские автомобили широко распространены по всему миру, начали появляться аналоги, сделанные российскими, американскими, европейскими и китайскими фирмами:
- Hyundai AI Sunglwoo. Южнокорейский производитель батарей Solite, которые используются в качестве «родных» на многих автомобилях;
- FURUKAWA BATTERY. Стоит выделить модель FB7000, адаптированную под суровые условия климата. Пластины сделаны из свинцово-кальциевого сплава, что дает улучшенные электротехнические параметры и продлевает рабочий ресурс;
- Delkor. Фирма из Южной Кореи, АКБ которой характерны минимальной потерей жидкости, системой разделения газов и повышенным содержанием олова с добавлением серебра;
- Hankook. Это марка аккумуляторов от компании Isan Corporation. За счет технологии «тиснения» решетки с запуском стартера не будет проблем. Пластины устройств характерны повышенной устойчивостью к ржавчине, также предотвращается короткое замыкание;
- Mutlu. Турецкий производитель, применяемый новые технологии при изготовлении источников питания;
- Aktex. Российская компания, адаптировавшая свои батареи под работу в условиях сверхнизких температур;
- Panasonic. Японский бренд, аккумуляторы которого имеют немало особенностей: защита пластин от усадки за счет технологии проката свинцового листа под давлением, пробка с фильтром для удаления газа и предотвращения падения мощности устройства;
- Numax. Это батареи от южнокорейской фирмы Manchester Batteries;
- Rocket. АКБ, выпускаемые производителем Global-Yuasa, которые в сложных условиях «живут» в среднем 6 – 8 лет.
115D31L – типичный типоразмер, свойственный стартерным аккумуляторам, устанавливаемым в автомобили с объемом двигателя более 2.5 л. Ввиду распространенности азиатских машин, отыскать аналог – не проблема, достаточно ориентироваться по габаритам и рабочим параметрам.