AGM-аккумулятор — как правильно заряжать

Технологии развиваются, появляются новые разновидности свинцово-кислотных аккумуляторов: кальциевые, гелевые, AGM и другие. Absorbent Glass Mat – необслуживаемая АКБ, разработанная в 70-х годах предприятием из США Gates Rubber Company. В ней используется стекловолоконный сепаратор, расположенный между пластинами. Как правильно заряжать AGM аккумулятор, какие есть способы и что будет, если пренебрегать правилами – об этом в статье.

AGM-аккумулятор
В AGM-аккумуляторе используется стекловолоконный сепаратор, расположенный между пластинами.

Общие правила зарядки AGM аккумулятора

Прежде чем зарядить источник питания типа АГМ, необходимо понимать, на какие стадии делится этот процесс:

  • основная – восстановление 80% емкости;
  • плавающая – восстанавливается 100%;
  • хранение – характерна потреблением минимума тока от зарядного устройства;
  • накопительная – эксплуатационные характеристики на этой стадии стабилизируются и фиксируются.

Чтобы правильно произвести зарядку, понадобится специальное зарядное устройство для AGM аккумуляторов, которое будет отслеживать изменения напряжения и силы тока. Если не контролировать параметры, в «теле» аккумулятора начнется процесс газообразования, который приведет к нежелательным последствиям.

Зарядка с применением стандартного ЗУ не допускается. Как минимум, понадобится спецстанция, оснащенная смарт-управлением – для щадящего режима подзарядки.

По мере получения аккумулятором заряда важно отслеживать температуру рабочей среды – электролита. Он не должен нагреваться выше +50°, иначе заметно снизится срок службы изделия. Также не допускают, чтобы напряжение превышало отметку в 15.2 Вольт, иначе начнется гидролиз, сопровождающийся потерей воды из электролита.

Автомобильный источник питания заряжают в вертикальном положении (допустимое отклонение по вертикали – не более 10°). Оптимальная рабочая температура колеблется в диапазоне от +15 до +25°. Чтобы изделие не перегревалось, его крепят не в моторном отсеке, а в багажнике.

Стоит учесть, что электролит размещен по стеклоткани, которая соприкасается с электродами. Соответственно, его плотность в ходе получения заряда выравнивается куда быстрее. Т.е. в хим. процессе участвует сразу весь объем электролита. Исходя из этого, допустимый ток зарядки – 0.1 – 0.35 С.

Если аккумулятор долгое время не использовался, проверяют напряжение. Если емкость израсходована на 50%, то напряжение одного элемента будет на уровне 2.06 В, а на клеммах – 12.3 В.

Как заряжать АКБ

Если автомобиль используется для непродолжительных поездок, его батарея недополучает заряд, и со временем общий показатель емкости снижается. По этой причине владельцам AGM-изделий надо ежемесячно тестировать напряжение, и выполнять дозарядку.

Источник питания заражают как отключенным от бортовой сети машины, так и подключенным. Второй вариант предпочтительней – чтобы настройки автомобиля не менялись. Но тогда учитывают следующее – из-за высокого напряжения ЗУ, при холостом ходе, может испортиться электрооборудование. Поэтому, не отключая клеммы проверяют напряжение в холостом режиме, где норма 15.5 – 16 В.

Допустимое напряжение
Допустимое напряжение при зарядке.

Допустимое напряжение заряда для АГМ батареи на 12 В – 14.4 В. Величина напряжения ЗУ – один из

важнейших параметров для АКБ этого типа. Что до силы тока, она может превышать 0.1 С. Емкость тоже важна, так как для моделей на 50 Ач или 75 Ач выставляются разные зарядные токи. Впрочем, достаточно придерживаться диапазона 0.1 – 0.35 С.

Если резюмировать, обычный зарядник использовать можно, но только при условии, что под конец зарядки напряжение не будет превышать 14.4 В. Производители АГМ-моделей рекомендуют выставлять начальные токи зарядки 7 – 10 А.

Стандартная процедура

Порядок действий:

  1. Извлекают источник питания из автомобиля («минус» отключают первым).
  2. АКБ переносят в сухое прохладное место.
  3. Подсоединяют ЗУ, выставляя напряжение не более 0.3 С.

Ток по мере получения заряда будет снижаться, это нормально, хоть и потребуется больше времени.

Двухступенчатая зарядка

Если AGM-батарея сильно разряжена, то после подключения зарядки ток может быть выше отметки 0.35 С. Хорошо, если зарядное устройство автоматически отрегулирует напряжение и силу тока. В таких ситуациях требуется зарядка в два этапа.

На первом заряжают с постоянным током в диапазоне 0.1 – 0.3 С. Когда на приборе покажет 14.2 – 14.8 В, переходят ко второму этапу, снижая ток до 0.1 С.

Трехступенчатая

Такой режим является не только эффективным, но и универсальным. Его используют, когда требуется восстановление заряда до 100% или «реанимация» в следствии глубокого разряда. Этапы:

  1. Основной заряд, наиболее продолжительный и интенсивный. Вольтаж выставляют 14.2 – 14.8 В, а силу тока – 10 – 30% от емкости АКБ. Так восстанавливается около 80% заряда за 4 часа.
  2. Накопление. Напряжение снижают на 0.3 – 1 В и доводят емкость до 100%. Рекомендуемая сила тока – 10% от уровня емкости. Продолжительность – 2 – 3 часа.
  3. Хранение. Поддерживающий этап, с напряжением 13.2 – 13.8 В и током в 5 – 10% от емкости.

По трехступенчатому алгоритму работают ЗУ, предназначенные для работы с AGM-батареями.

Графики двухступенчатой и трехступенчатой зарядки
Графики двухступенчатой и трехступенчатой зарядки.

Подпитка

Это функция постоянного подзаряда, имеющаяся на новейших зарядках. Применяется, когда значение разряда достигло 75%.

Вольтаж выставляют плавающий, напряжение – 13.2 – 13.8 В, а силу тока – 10 – 20% от емкости. Высокие значения силы тока не выставляют, так как это влечет за собой перегрев и выход из строя аккумулятора.

Характеристики заряженного аккумулятора

Основные параметры изделия:

  • емкость (Ач);
  • напряжение (В);
  • пусковой ток (в сравнении с обычными АКБ, у AGM они куда выше);
  • внутреннее сопротивление;
  • ток саморазряда;
  • циклы перезаряда (их 400 – 500);
  • срок службы (7 и более лет).

Например, есть модель Atlas AGM AX S55D23, недорогая, емкостью 55 Ач и пусковым током 550 А. Подходит для небольших и среднеразмерных машин, в которых работает много потребителей электроэнергии. Другая модель – AGM Start-Stop Exide EK508. Дорогая, сделанная по орбитальной технологии, имеет емкость 50 Ач и стартовый ток в 800 А.

К чему приводит неправильная зарядка

Деформация корпуса АКБ
Деформация корпуса АКБ.

Не придерживаясь правил зарядки, стоит ожидать негативные последствия. В таких батареях внутри матов другое сопротивление, соответственно ток заряда в автомобиле (даже если есть контроль через BMS) сильно возрастает. Из-за этого в аккумуляторе могут появиться участки сильного перегрева. Вода, находящаяся рядом, начнет испаряться, а токи, не принимающие участие в зарядке, запускают электролиз. Если и дальше заряжать неправильно, корпус аккумулятора сильно нагреется, начнет набухать, из клапанов будет пробиваться электротехническая жидкость.

Если вовремя не остановить зарядку, АКБ выйдет из строя, а сам автомобиль может загореться. Частично нивелировать ошибку можно процессом восстановления, но обычно берут новый элемент питания.

Что делать, если АКБ не заряжается

Аккумулятор типа АГМ можно восстановить, но многое зависит от его состояния и сроков работы. Если дорогой источник питания не заряжается, ничего удивительного – даже надежные устройства при неправильной эксплуатации быстро выходят из строя. По этой причине эти разновидности не принято брать с рук.

«Реанимация» – довольно простая процедура, так как тоже применяется электролит, но не в привычном жидком состоянии. Есть умельцы, которые разбавляют сухие пустоты в «теле» батареи чистой водой, заливая ее шприцем. Пластинки, выступающие в роли разделителя, со временем впитают влагу, и зарядка станет возможной.

Восстановление АКБ
Восстановление АКБ

Еще один метод восстановления – «обман» ЗУ. Берут неработающую и работающую батареи, и обе подключают к зарядке. Если «умершая» начинает потреблять энергию, значит можно попробовать восстановить. Через 15 – 20 минут работающее изделие отключают, а другое продолжит получать ток. Это экспериментальный способ, и устанавливать в машину восстановленную АКБ не рекомендуется.

AGM-аккумуляторы, в сравнении с жидкостными аналогами, дороже в 1.5 – 2 раза, но становятся все более популярными. Объяснение тому – улучшенные эксплуатационные параметры, удобство, продолжительность бесперебойной работы при соблюдении рекомендаций. Заряжать такие источники необходимо только с применением подходящих устройств, так как они чувствительны к мельчайшим перекосам параметров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector