Нагрузочная вилка для аккумулятора — порядок использования

В процессе использования аккумулятора может потребоваться его диагностика. Одного замера напряжения будет недостаточно, так как он не дает полной информации о состоянии АКБ. Для комплексной оценки надо знать, как батарея функционирует под нагрузкой. Для этого предназначено специальный аппарат – нагрузочная вилка, в которую входит вольтметр и заранее установленное сопротивление.

Нагрузочная вилка для аккумулятора
Нагрузочная вилка позволяет определить точный заряд аккумулятора.

Что представляет собой устройство

Тестер предназначен для точного замера заряда АКБ. Узнать данный параметр можно как под сопротивлением, так и при разъединенной цепи. Устройство продается в любом магазине электроники. Работает вилка по принципу имитации нагрузки батареи во время старта двигателя. То есть аккумулятор выдает ток для запуска стартера автомобиля. Если при полном заряде батареи двигатель не запускается – причину покажет именно нагрузочная вилка.

Принцип функционирования тестера

Существует несколько видов тестеров, различающихся по устройству и дополнительным опциям. Однако у каждого аппарата есть одинаковые элементы:

Схема нагрузочной вилки
Схема нагрузочной вилки.
  • цифровой стрелочный или вольтметр;
  • спиральный резистор с нагрузкой;
  • щупы;
  • клемма заземления типа крокодил.

Стандартные модели тестеров для АКБ оснащены аналоговым вольтметром, который отображает информацию о заряде стрелкой на циферблате. Современные устройства оснащены электронным измерителем – они быстрее считывают необходимые данные и выводят более точные данные.

По параметрам и функциональным возможностям нагрузочные вилки различаются:

  • спектром измерения;
  • силой принимаемого тока;
  • рабочей температурой;
  • назначением.

Замерять данные о состоянии аккумулятора нужно только при полном заряде. Для начала вычисляется сопротивление разомкнутой цепи. Если параметры соответствуют 12,6 В и выше, значит, требуется тестирование под нагрузкой. Вышедшие из строя АКБ хоть и показывают полную емкость, но неспособны принимать чрезмерную нагрузку от вилки. Например, если объем АКБ 120 Ач, то нагрузка должна составлять 240 Ач.

Уровень заряда можно понять по следующим характеристикам во время тестирования:

  • 12,7 Вольт и более – полный заряд;
  • 12,6 В – достаточный заряд;
  • 12,5 В – низкий заряд;
  • ниже 12,5 В – требуется подзарядка.

Если в процессе теста показатели ниже 9 В, значит, аккумулятор неисправен и требует восстановления.

Заряженность аккумулятора
Таблица для определения процента заряженности АКБ.

Разновидности вилок

При покупке нагрузочной вилки нужно знать ее виды. Стандартные модели имеют стрелочный измерительный прибор. Они считаются самыми простыми и надежными в работе. Советские устройства состоят из вольтметра, сопротивления, выключателя нагрузки, зажимов и проводов.

Более продвинутые аппараты оснащены цифровым дисплеем, на котором точно показывается результат тестирования. Они также используются для определения степени заряженности и исправности тяговых и автомобильных АКБ с сопротивлением 24 вольта, а также батарей с номинальным напряжением 12 В.

Как пользоваться тестером

Подготовка

Перед замерами необходимо подготовить АКБ к тестированию, выполнив следующие действия:

Как открутить пробки АКБ
Для откручивания пробок АКБ используйте перчатки и пятирублевую монету.
  1. Отсоедините и отключите аккумулятор. При этом нужно соблюдать правильную последовательность снятия зажимов. Сначала надо ослабить затяжку минусовой клеммы, убрать ее и зафиксировать в снятом положении. Только после этого можно снимать плюс.
  2. До тестирования батарея должна быть в простое 5-7 часов. Желательно проводить измерения утром, когда автомобиль стоял целую ночь.
  3. Температура должна быть в диапазоне от 20 до 27 градусов по Цельсию. Если на улице прохладно – занесите АКБ и вилку в теплое помещение.
  4. Открутите пробки батареи отверткой или пятирублевой монетой.
  5. Проверьте состояние рабочего раствора. При необходимости замените его или долейте дистиллят.
  6. Зачистите клеммы батареи. Они также должны быть сухими, иначе при измерении появятся блуждающие токи.

После того, как перечисленные условия соблюдены, можно начинать тестирование.

Измерение без сопротивления

Для начала надо определить состояние батареи и уровень заряда, то есть, провести тестирование без нагрузки. Спираль при этом не задействуется. Порядок действий при измерении без сопротивления следующий:

  • отсоединить спираль нагрузки путем откручивания гаек;
  • подсоединить плюсовую клемму к соответствующей схеме;
  • подключить минусовой зажим;
  • измерить показатель и сверить его с таблицей характеристик или инструкцией по применению.
Использование нагрузочной вилки
Порядок использования нагрузочно вилки.

Проверка с нагрузкой

Среди пользователей есть мнение, что тестирование АКБ под нагрузкой ухудшает его состояние. Данное заблуждение появилось из-за неопытности водителей, которые не соблюдали при измерении необходимые условия. Если аккумулятор подготовлен для нагрузки, тестирование полностью безопасно.

Начинать проверку под нагрузкой следует только после тестирования без сопротивления, то есть АКБ должен показывать 100% заряда. Для начала нужно подключить 1 или 2 спиральных резистора с помощью креплений на корпусе устройства. В зависимости от конструкции вилки они могут подсоединяться по-разному, например, болтами.  Дальнейший порядок действия схож с тестированием без сопротивления:

  • подсоедините плюсовой зажим к соответствующей схеме;
  • положите минусовый щуп к зажиму;
  • держите контакт не более 3-5 секунд;
  • выключите тестер;
  • посмотрите данные теста.

В отличие от тестирования без сопротивления, данные под нагрузкой будут другими. Сначала напряжение будет низким и начнет увеличиваться при контакте. Если показатель снижается до 9 V, значит, батарея не выдерживает чрезмерной нагрузки и ее объем падает – это говорит о неисправности АКБ.

Следующие тесты можно делать через 10-15 минут. В течение этого времени АКБ восстановит изначальные параметры. Проволока, используемая во время тестирования, сильно греется, поэтому ей тоже нужно дать остыть.

Не следует проводить тесты с сопротивлением слишком часто, так как в процессе батарея сильно нагружается.

Самодельный тестер

Своими руками сделанная нагрузочная вилка для аккумулятора может потребоваться в случаях, когда нужно измерить показатели при токах от 100 Ампер. Конструкция устройства проста, так как в ее состав входит толстая проволока для создания нагрузки и вольтметр, предназначенный для замера уровня заряда АКБ.

Для сборки нагрузочной вилки для аккумулятора своими руками потребуется нагревательный элемент от плиты с мощностью от 2 кВт и нихромовый провод. Рекомендуется использовать новую проволоку для нагрева, так как ее нужно будет выпрямлять. Также необходимо измерить, какие токи переносит провод – достаточно показателя в 7-10 Ампер, когда элемент будет нагреваться и слегка краснеть. 10 таких проводов смогут выдержать ток в 100 Ампер.

Для дальнейшей самодельной сборки потребуется мультиметр, способный точно замерить малое сопротивление. Длину проводника нужно подбирать так, чтобы напряжение в участке было около 1,2 Ома. Затем отмеряем размер данного участка с запасом в пару сантиметров. Режем проволоку на 10 измеренных частей и скручиваем их вместе при помощи шуруповерта или другого подходящего инструмента. Для исключения коротких замыканий между частями провода устанавливаем фарфоровые изоляторы. В качестве корпуса готовой вилки используется отрезок профиля с вентиляционными отверстиями.

Нагрузочная вилка используется для полноценной оценки состояния аккумулятора. Проводится измерение только при соблюдении определенных условий и техники безопасности. Если не подготовить АКБ к тестам, он может выйти из строя. Также не следует проводить тесты слишком часто – батарея сильно нагружается, из-за чего снижается ее срок эксплуатации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector