Неисправности АКБ — как найти и устранить проблему

Аккумуляторная батарея является главным компонентом электросети автомобиля, без которого не получится запустить двигатель. Многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда АКБ оказывается разряженной. Если после зарядки все работает как прежде – хорошо. Другой момент – когда аккумулятор теряет заряд из-за неисправности. В статье пойдет речь о причинах неполадок, возможно ли их устранить, и как впоследствии бороться.

Неисправности АКБ
О неисправности АКБ свидетельствует его быстрая разрядка или проблемы с запуском мотора.

Основные признаки неисправности АКБ

Проблемы возникают как с пусковыми, так и тяговыми батареями. Конечно, опытный водитель сразу определит, что дело в аккумуляторе. А если человек только начал знакомиться с таким транспортом как автомобиль, и не знает его устройство, можно ориентироваться на характерные симптомы:

  • электрооборудование машины работает с перебоями;
  • источник питания быстро разряжается;
  • проблемы с запуском силового агрегата.

Рекомендуется провести диагностику если обнаружен хотя бы один признак. Если продолжить эксплуатацию транспортного средства, износ аккумулятора будет только усиливаться, и в итоге его придется менять на новый. При оперативном вмешательстве возможен самостоятельный ремонт.

Виды неисправностей и способы их устранения

У любой детали есть срок эксплуатации. Если батарея давно работает, возможно, пришло ее время отправиться на утилизацию. Но выход из строя возможен и для нового аккумулятора, если водитель пренебрегал правилами эксплуатации и обслуживанием. Зная основные неисправности АКБ можно определить конкретную и предпринять дальнейшие действия.

Повышенный саморазряд

Саморазрядом называется свойство аккумулятора терять емкость без подключения к нагрузке. Исправная батарея разряжается на 0.5% в сутки, неисправная – на 5 – 10%. Наглядный пример – не получается завести машину, простоявшую на стоянке 3 – 7 дней. Виной тому – севший источник питания. Впрочем, причина может крыться и в неполадках с бортовой сетью, или в некорректном подключении потребителей, берущих энергию при отключенном зажигании. Поэтому первым делом извлекают АКБ, заряжают, и смотрят, как держится заряд: если садится быстро – это повышенный саморазряд.

Ускоренная потеря заряда встречается и с новыми батареями. Причины следующие:

Загрязнение электролита
Загрязнение электролита.
  • некачественный электролит (использовалась обычная вода или неподходящая «химия»);
  • электролит расслоился (плотность кислоты больше, чем у воды, и она оседает на дно);
  • частично осыпались пластины, что привело к загрязнению электролита;
  • батарея грязная;
  • из-за окисления клеммы неплотно прилегают к батарее;
  • неисправен генератор или регулятор напряжения;
  • растянут ремень ГРМ.

Первые три проблемы решаются заменой «химии», но это актуально только для обслуживаемых аккумуляторов. Достаточно полностью зарядить АКБ, слить старый электролит, промыть все ячейки (банки) дистиллированной водой, и залить новый раствор подходящего уровня плотности. С необслуживаемой батареей сложнее, так как для манипуляций придется делать отверстия вручную, что небезопасно.

Когда дело в пластинах, незначительные осыпания устраняются промывкой АКБ дистиллированной водой. Промыв, надо заливать новую «химию».

Важно следить за чистотой источника питания. Грязь, накопившаяся между клеммами, препятствует прохождению тока. А если она пропиталась парами электролита – еще хуже. Для промывки корпуса используют раствор соды, затем обычную воду. Заливать водой батарею нельзя, поэтому для очистки берут тампоны, кисти, чистую ткань.

Сульфатация пластин

Сульфатация – это когда пластины покрываются сульфатом свинца. Если вникнуть в теорию, образование сульфата в ходе разрядки – нормальное явление. Но при неправильной эксплуатации аккумулятора, а именно если периодически допускать глубокую разрядку, сульфата нарастает столько, что он препятствует контакту электролита с пластинами. Естественно, это приводит к понижению емкости и пускового тока.

Если имеет место такой дефект как сульфатация, емкость падает стремительно, и токов при этом батарея дает недостаточно даже для запуска двигателя. А в ходе зарядки наблюдается «закипание» электролита.

Очистить пластины от сульфатов можно «тренировкой» источника питания – необходимо его зарядить и разрядить несколько раз. Но это поможет при небольшом слое загрязнения. С глубокой сульфатацией уже ничего не поделать, только замена батареи.

Сульфатация пластин АКБ
Сульфатация пластин АКБ.

Короткое замыкание

Речь идет о замыкании пластин в ячейке (банке). Понять просто – напряжение аккумулятора, даже заряженного, будет 10 – 10.5 В. То есть ячейка, будучи перемычкой, не выдает положенных 2 В. Обычно причина неисправности – осыпание пластин, что может быть вызвано несоблюдением правил эксплуатации, или же источник питания уже «умирающий», то есть требует замены.

Если пластины еще целы и не пришли в окончательную негодность, можно попробовать восстановить. Для этого промывают АКБ дистиллированной водой, встряхивают, чтобы взболтать осадок, сливают, и так несколько раз. Если осыпание небольшое, например, отвалилась только обмазка, результат может принести плоды. Далее надо залить свежий раствор кислоты и зарядить аккумулятор, отслеживая параметр плотности, чтобы в случае чего его выровнять.

Чтобы облегчить задачу, промывают только ту банку, в которой случилось короткое замыкание. Как ее вычислить: поставить АКБ заряжаться и посмотреть, какая ячейка под конец не «кипит» – она и замкнула.

Также КЗ возникает по причине деформированного или поврежденного корпуса батареи. Если заметны вздутия, то промывать бесполезно – только заменять.

Посыпавшуюся АКБ восстановить можно, но проработает она недолго.

Окисление выводных клемм

Окисление клемм АКБ
Окисление клемм АКБ.

Эта проблема обычно проявляется с теми батареями, за состоянием которых не следят. Когда автомобиль заведен, и в это время АКБ заряжается от генератора, последняя выделяет кислород и водород. Через предохранительные клапаны вместе с электролитом удаляются и газы, и сразу же оседают на клеммах. Серная кислота легко окисляет свинец, и это приводит к характерным наростам в местах подключения источника питания.

В первую очередь надо очистить окислы, воспользовавшись металлической щеткой, обычной зубной щеткой и пищевой содой. Начинать следует с наконечника, потом почистить сами клеммы, пока они не станут блестеть. Для удаления следов электролита подойдет раствор пищевой соды. Если появляется пена – хорошо, это реакция щелочи на кислоту. Далее остается чистой водой и тряпкой удалить остатки соды.

Окисления не избежать, но его можно уменьшить путем нанесения смазки для электрических контактов на клеммы и наконечники. Если таковой нет, подойдет солидол, вазелин или схожее густое средство.

Переполюсовка

Вообще, неправильно подключить батарею еще надо постараться, ведь не зря клеммы и наконечники делают разного диаметра. Последствия ошибки зависят от конкретной ситуации.

При переполюсовке с выключенным зажиганием могут испортиться электроприборы, которые всегда получают питание: аудиосистема, сигнализация, часы и пр. Хорошо, если удар на себя примут предохранители или встроенная защита приборов. При включении зажигания пострадает еще и бортовой компьютер.

Другая ситуация – переполюсовка при запущенном моторе. Закончится это коротким замыканием, так как генератор тоже дает напряжение, но иной полярности. Результатом КЗ будет выход из строя реле-регулятора или диодного выпрямительного моста генератора, если не повезет – сгорит проводка, батарея, что может обернуться пожаром.

Правильное подключение клемм аккумулятора
Правильное подключение клемм аккумулятора.

Трещины в корпусе

Повреждения такого характерна возникают по разным причинам: неправильная установка в посадочное гнездо, батарея выпала из рук, когда ее извлекали для зарядки, «танцевала» под капотом, так как не была закреплена, ДТП и пр. Необязательно каждый раз визуально оценивать состояние источника питания. На повреждение корпуса укажет сам аккумулятор, разряженный «в ноль», даже если на днях заряд был полон. В случае утечки электролита не получится и включить габаритные огни.

Небольшую трещину запаивают полиэтиленом, но при серьезных повреждениях потребуется замена. Опять же, АКБ эксплуатируется в условиях постоянной тряски, и запайка запросто может отлететь.

Неисправности аккумуляторов для списания

На предприятии, где используются автомобили, если это бюджетная организация, действуют свои порядки для замены деталей. Неисправности АКБ для списания определяет документ РД-3112199-1089-02, приложение №1, принятый Министерством транспорта РФ.

Неисправности, приравниваемые к износу источника питания:

  • пусковые характеристики упали ниже уровня, определенного ГОСТ 951-91l
  • по окончании обслуживания, в ходе проверки нагрузочной вилкой, длящейся 5 – 7 секунд, показывает напряжение меньше 9.6 В;
  • на корпусе есть неремонтопригодные трещины;
  • упал уровень рабочего раствора в необслуживаемой батарее.

Перед списанием учреждение в первую очередь оценивает состояние АКБ, придерживаясь документа РД-3112199-1089-02, или имеющейся инструкции. Далее идет заполнение соответствующего акта. Образец акта списания можно найти в этом же документе, приложении №3.

Списанный источник питания передают специализированному предприятию для переработки и утилизации. Учет в бухгалтерии работает так: основываясь на акт списывают деталь, а вместо нее записывают информацию о новой.

Как диагностировать проблему

Проверить работоспособность элемента питания можно несколькими способами. В ходе работ окружающая температура должна быть в пределах от +20 до +25° C, чтобы сохранялась нужная плотность электролита.

Нагрузочной вилкой

Инструкция:

Нагрузочная вилка
Нагрузочная вилка.
  1. Подключают прибор к клеммам.
  2. Смотрят, что показывает вольтметр.
  3. На вилке жмут кнопку, чтобы на пять секунд подалось напряжение.
  4. Сравнивают параметры, опираясь на специальную таблицу.

При 100% заряде без нагрузки должно показывать 12.5 – 12.7 В, с – более 10.3 В.

Мультиметром

Инструкция:

  1. Выкручивают свечи на моторе.
  2. На мультиметре включают режим измерения постоянного напряжения (предел – 20 В).
  3. Щупом касаются к клеммам АКБ и запоминают показания.
  4. Включают зажигание, стартером крутят мотор и смотрят на новые значения.

Выводы делают на основе таблицы, что и для проверки нагрузочной вилкой.

Проверка аккумулятора мультиметром
Проверка аккумулятора мультиметром.

С помощью ЗУ

Если специальных приборов нет, можно воспользоваться зарядным устройством со встроенным вольтметром. Порядок действий тот же, что и в случае с мультиметром, только без подключения ЗУ в сеть.

Правила ухода за АКБ

Чтобы продлить срок службы источника питания, надо понимать, что с ним может случиться, а также придерживаться следующих правил обслуживания:

  • замерять напряжение каждые три месяца (при работающем и не работающем двигателе);
  • следить за уровнем электролита, доливать дистиллированную воду, так как часть жидкости испаряется;
  • неиспользуемая батарея тоже теряет заряд, поэтому ее надо периодически подзаряжать. Чтобы АКБ не ушла в глубокий разряд, достаточно снять клеммы;
  • на многих аккумуляторах имеется индикатор для проверки уровня заряда, но он не всегда показывает правильно. Поэтому заряженность рекомендуется проверять своими силами;
  • очищать корпус и клеммы от загрязнений, окислов.

Аккумуляторная батарея – важный компонент автомобиля, который без правильного ухода приходит в негодность еще не отслужив положенного срока. Большинство неисправностей возникают по причине неосмотрительности хозяина ТС. Если ошибка в работе АКБ обнаружена быстро, ее получится исправить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector