Аккумуляторная батарея является главным компонентом электросети автомобиля, без которого не получится запустить двигатель. Многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда АКБ оказывается разряженной. Если после зарядки все работает как прежде – хорошо. Другой момент – когда аккумулятор теряет заряд из-за неисправности. В статье пойдет речь о причинах неполадок, возможно ли их устранить, и как впоследствии бороться.
- Основные признаки неисправности АКБ
- Виды неисправностей и способы их устранения
- Повышенный саморазряд
- Сульфатация пластин
- Короткое замыкание
- Окисление выводных клемм
- Переполюсовка
- Трещины в корпусе
- Неисправности аккумуляторов для списания
- Как диагностировать проблему
- Нагрузочной вилкой
- Мультиметром
- С помощью ЗУ
- Правила ухода за АКБ
Основные признаки неисправности АКБ
Проблемы возникают как с пусковыми, так и тяговыми батареями. Конечно, опытный водитель сразу определит, что дело в аккумуляторе. А если человек только начал знакомиться с таким транспортом как автомобиль, и не знает его устройство, можно ориентироваться на характерные симптомы:
- электрооборудование машины работает с перебоями;
- источник питания быстро разряжается;
- проблемы с запуском силового агрегата.
Рекомендуется провести диагностику если обнаружен хотя бы один признак. Если продолжить эксплуатацию транспортного средства, износ аккумулятора будет только усиливаться, и в итоге его придется менять на новый. При оперативном вмешательстве возможен самостоятельный ремонт.
Виды неисправностей и способы их устранения
У любой детали есть срок эксплуатации. Если батарея давно работает, возможно, пришло ее время отправиться на утилизацию. Но выход из строя возможен и для нового аккумулятора, если водитель пренебрегал правилами эксплуатации и обслуживанием. Зная основные неисправности АКБ можно определить конкретную и предпринять дальнейшие действия.
Повышенный саморазряд
Саморазрядом называется свойство аккумулятора терять емкость без подключения к нагрузке. Исправная батарея разряжается на 0.5% в сутки, неисправная – на 5 – 10%. Наглядный пример – не получается завести машину, простоявшую на стоянке 3 – 7 дней. Виной тому – севший источник питания. Впрочем, причина может крыться и в неполадках с бортовой сетью, или в некорректном подключении потребителей, берущих энергию при отключенном зажигании. Поэтому первым делом извлекают АКБ, заряжают, и смотрят, как держится заряд: если садится быстро – это повышенный саморазряд.
Ускоренная потеря заряда встречается и с новыми батареями. Причины следующие:
- некачественный электролит (использовалась обычная вода или неподходящая «химия»);
- электролит расслоился (плотность кислоты больше, чем у воды, и она оседает на дно);
- частично осыпались пластины, что привело к загрязнению электролита;
- батарея грязная;
- из-за окисления клеммы неплотно прилегают к батарее;
- неисправен генератор или регулятор напряжения;
- растянут ремень ГРМ.
Первые три проблемы решаются заменой «химии», но это актуально только для обслуживаемых аккумуляторов. Достаточно полностью зарядить АКБ, слить старый электролит, промыть все ячейки (банки) дистиллированной водой, и залить новый раствор подходящего уровня плотности. С необслуживаемой батареей сложнее, так как для манипуляций придется делать отверстия вручную, что небезопасно.
Когда дело в пластинах, незначительные осыпания устраняются промывкой АКБ дистиллированной водой. Промыв, надо заливать новую «химию».
Важно следить за чистотой источника питания. Грязь, накопившаяся между клеммами, препятствует прохождению тока. А если она пропиталась парами электролита – еще хуже. Для промывки корпуса используют раствор соды, затем обычную воду. Заливать водой батарею нельзя, поэтому для очистки берут тампоны, кисти, чистую ткань.
Сульфатация пластин
Сульфатация – это когда пластины покрываются сульфатом свинца. Если вникнуть в теорию, образование сульфата в ходе разрядки – нормальное явление. Но при неправильной эксплуатации аккумулятора, а именно если периодически допускать глубокую разрядку, сульфата нарастает столько, что он препятствует контакту электролита с пластинами. Естественно, это приводит к понижению емкости и пускового тока.
Если имеет место такой дефект как сульфатация, емкость падает стремительно, и токов при этом батарея дает недостаточно даже для запуска двигателя. А в ходе зарядки наблюдается «закипание» электролита.
Очистить пластины от сульфатов можно «тренировкой» источника питания – необходимо его зарядить и разрядить несколько раз. Но это поможет при небольшом слое загрязнения. С глубокой сульфатацией уже ничего не поделать, только замена батареи.
Короткое замыкание
Речь идет о замыкании пластин в ячейке (банке). Понять просто – напряжение аккумулятора, даже заряженного, будет 10 – 10.5 В. То есть ячейка, будучи перемычкой, не выдает положенных 2 В. Обычно причина неисправности – осыпание пластин, что может быть вызвано несоблюдением правил эксплуатации, или же источник питания уже «умирающий», то есть требует замены.
Если пластины еще целы и не пришли в окончательную негодность, можно попробовать восстановить. Для этого промывают АКБ дистиллированной водой, встряхивают, чтобы взболтать осадок, сливают, и так несколько раз. Если осыпание небольшое, например, отвалилась только обмазка, результат может принести плоды. Далее надо залить свежий раствор кислоты и зарядить аккумулятор, отслеживая параметр плотности, чтобы в случае чего его выровнять.
Чтобы облегчить задачу, промывают только ту банку, в которой случилось короткое замыкание. Как ее вычислить: поставить АКБ заряжаться и посмотреть, какая ячейка под конец не «кипит» – она и замкнула.
Также КЗ возникает по причине деформированного или поврежденного корпуса батареи. Если заметны вздутия, то промывать бесполезно – только заменять.
Посыпавшуюся АКБ восстановить можно, но проработает она недолго.
Окисление выводных клемм
Эта проблема обычно проявляется с теми батареями, за состоянием которых не следят. Когда автомобиль заведен, и в это время АКБ заряжается от генератора, последняя выделяет кислород и водород. Через предохранительные клапаны вместе с электролитом удаляются и газы, и сразу же оседают на клеммах. Серная кислота легко окисляет свинец, и это приводит к характерным наростам в местах подключения источника питания.
В первую очередь надо очистить окислы, воспользовавшись металлической щеткой, обычной зубной щеткой и пищевой содой. Начинать следует с наконечника, потом почистить сами клеммы, пока они не станут блестеть. Для удаления следов электролита подойдет раствор пищевой соды. Если появляется пена – хорошо, это реакция щелочи на кислоту. Далее остается чистой водой и тряпкой удалить остатки соды.
Окисления не избежать, но его можно уменьшить путем нанесения смазки для электрических контактов на клеммы и наконечники. Если таковой нет, подойдет солидол, вазелин или схожее густое средство.
Переполюсовка
Вообще, неправильно подключить батарею еще надо постараться, ведь не зря клеммы и наконечники делают разного диаметра. Последствия ошибки зависят от конкретной ситуации.
При переполюсовке с выключенным зажиганием могут испортиться электроприборы, которые всегда получают питание: аудиосистема, сигнализация, часы и пр. Хорошо, если удар на себя примут предохранители или встроенная защита приборов. При включении зажигания пострадает еще и бортовой компьютер.
Другая ситуация – переполюсовка при запущенном моторе. Закончится это коротким замыканием, так как генератор тоже дает напряжение, но иной полярности. Результатом КЗ будет выход из строя реле-регулятора или диодного выпрямительного моста генератора, если не повезет – сгорит проводка, батарея, что может обернуться пожаром.
Трещины в корпусе
Повреждения такого характерна возникают по разным причинам: неправильная установка в посадочное гнездо, батарея выпала из рук, когда ее извлекали для зарядки, «танцевала» под капотом, так как не была закреплена, ДТП и пр. Необязательно каждый раз визуально оценивать состояние источника питания. На повреждение корпуса укажет сам аккумулятор, разряженный «в ноль», даже если на днях заряд был полон. В случае утечки электролита не получится и включить габаритные огни.
Небольшую трещину запаивают полиэтиленом, но при серьезных повреждениях потребуется замена. Опять же, АКБ эксплуатируется в условиях постоянной тряски, и запайка запросто может отлететь.
Неисправности аккумуляторов для списания
На предприятии, где используются автомобили, если это бюджетная организация, действуют свои порядки для замены деталей. Неисправности АКБ для списания определяет документ РД-3112199-1089-02, приложение №1, принятый Министерством транспорта РФ.
Неисправности, приравниваемые к износу источника питания:
- пусковые характеристики упали ниже уровня, определенного ГОСТ 951-91l
- по окончании обслуживания, в ходе проверки нагрузочной вилкой, длящейся 5 – 7 секунд, показывает напряжение меньше 9.6 В;
- на корпусе есть неремонтопригодные трещины;
- упал уровень рабочего раствора в необслуживаемой батарее.
Перед списанием учреждение в первую очередь оценивает состояние АКБ, придерживаясь документа РД-3112199-1089-02, или имеющейся инструкции. Далее идет заполнение соответствующего акта. Образец акта списания можно найти в этом же документе, приложении №3.
Списанный источник питания передают специализированному предприятию для переработки и утилизации. Учет в бухгалтерии работает так: основываясь на акт списывают деталь, а вместо нее записывают информацию о новой.
Как диагностировать проблему
Проверить работоспособность элемента питания можно несколькими способами. В ходе работ окружающая температура должна быть в пределах от +20 до +25° C, чтобы сохранялась нужная плотность электролита.
Нагрузочной вилкой
Инструкция:
- Подключают прибор к клеммам.
- Смотрят, что показывает вольтметр.
- На вилке жмут кнопку, чтобы на пять секунд подалось напряжение.
- Сравнивают параметры, опираясь на специальную таблицу.
При 100% заряде без нагрузки должно показывать 12.5 – 12.7 В, с – более 10.3 В.
Мультиметром
Инструкция:
- Выкручивают свечи на моторе.
- На мультиметре включают режим измерения постоянного напряжения (предел – 20 В).
- Щупом касаются к клеммам АКБ и запоминают показания.
- Включают зажигание, стартером крутят мотор и смотрят на новые значения.
Выводы делают на основе таблицы, что и для проверки нагрузочной вилкой.
С помощью ЗУ
Если специальных приборов нет, можно воспользоваться зарядным устройством со встроенным вольтметром. Порядок действий тот же, что и в случае с мультиметром, только без подключения ЗУ в сеть.
Правила ухода за АКБ
Чтобы продлить срок службы источника питания, надо понимать, что с ним может случиться, а также придерживаться следующих правил обслуживания:
- замерять напряжение каждые три месяца (при работающем и не работающем двигателе);
- следить за уровнем электролита, доливать дистиллированную воду, так как часть жидкости испаряется;
- неиспользуемая батарея тоже теряет заряд, поэтому ее надо периодически подзаряжать. Чтобы АКБ не ушла в глубокий разряд, достаточно снять клеммы;
- на многих аккумуляторах имеется индикатор для проверки уровня заряда, но он не всегда показывает правильно. Поэтому заряженность рекомендуется проверять своими силами;
- очищать корпус и клеммы от загрязнений, окислов.
Аккумуляторная батарея – важный компонент автомобиля, который без правильного ухода приходит в негодность еще не отслужив положенного срока. Большинство неисправностей возникают по причине неосмотрительности хозяина ТС. Если ошибка в работе АКБ обнаружена быстро, ее получится исправить.