Закипел аккумулятор при зарядке — почему и что делать

Аккумуляторная батарея – важная деталь транспорта, обеспечивающая запуск двигателя, и служащая источником питания для энергозависимых устройств в автомобиле, когда мотор выключен. Немало владельцев автомобилей сталкивались с ситуацией, когда во время зарядки АКБ начинает закипать электролит. Вообще, пузыри, образующиеся в кислотном растворе – это не кипение, но обычно это называют так. Само по себе явление не указывает на какие-то проблемы с батареей. Но если аккумулятор кипит при зарядке несвоевременно или неравномерно, это неполадка. А если допустить продолжительное и интенсивное выделение газов, источник питания и вовсе выйдет из строя.

Закипел аккумулятор при зарядке
Если аккумулятор кипит при зарядке несвоевременно или неравномерно — это неполадка.

Нормально ли кипение аккумулятора и почему оно возникает

Прежде чем рассматривать, что это может означать, надо разобраться, что происходит в батарее, если поставить ее на подзарядку.

Когда на электроды АКБ подается зарядный ток, сульфат свинца, образовавшийся при разрядке, «превращается» в свинец и диоксид свинца. Это естественная реакция. Вместе с этим образуется серная кислота, которая приводит к увеличению плотности электролита, заряда и напряжения аккумулятора. Когда основная масса сульфата распадается на кислоту, свинец и диоксид, и напряжение поднимется выше установленной точки, на электродах элемента питания начинает активно выделяться водород и кислород.

Процесс сопровождается тем, что наружу выходят эти газы в виде пузырьков, и кажется, что электролит закипел. А так раствор кислоты даже не приближен к температуре кипения, то есть физически он не закипает. Тогда что может значить газообразование – это электролиз воды.

Если электролит начинает кипеть в ходе зарядки через 5 – 8 часов – это нормально, процесс подходит к концу. О чем говорит интенсивное газообразование – уровень заряда АКБ достиг 70 – 80%, то есть через 2 – 3 часа можно отключать от зарядного устройства. Когда кипение начинается сразу после подключения – аккумулятор неисправен.

К слову, электролит «кипит» в свинцово-кислотных АКБ. В гелевых разновидностях газы, образуемые при зарядке, рекомбинируют в воду. И гелевые батареи преимущественно необслуживаемые, то есть визуально нельзя узнать, в каком состоянии кислота.

Почему кипит АКБ

Одни причины кипения связаны с зарядным устройством, другие – с самой батареей. Часть из них реально устранить, но все зависит от условий эксплуатации и запущенности.

Повышенное напряжение заряда

Повышенное напряжение
Повышенное напряжение АКБ.

Напряжение на контактах АКБ в ходе зарядки – важнейший параметр, превышение которого не допускается. Стандартная батарея автомобиля на 12 В состоит из 6 так называемых «банок», соединенных последовательно. 1 банка, заряжаясь, должна получать максимум 2.4 В. Цифра для всей АКБ – до 14.4 В. При превышении начнется электролиз, то самое «кипение».

К слову, меньше тоже не рекомендуется – батарея или вовсе не заряжается, или не наберет 100%. Подобная проблема наблюдается в автомобилях с неисправным генератором. К примеру, если двигатель запущен, а напряжение бортовой сети 14.1 В – этого мало для зарядки батареи, и дополнительно надо использовать ЗУ.

Чтобы получить реальные цифры напряжения, мерить параметр надо на клеммах источника питания, воспользовавшись мультиметром. К слову, только подсоединив зарядку, напряжение будет куда ниже, чем 14.4 В – это норма. Вместе с накоплением энергии растет и напряжение, поэтому его отслеживать надо по ходу всего процесса.

Чтобы устранить кипение в этой ситуации, достаточно отрегулировать напряжение на зарядном приборе. Если доступна только регулировка тока – его снижают, а вместе с ним и напряжение. Если ЗУ не позволяет ничего регулировать – лучше взять новое.

Зарядный ток выше нормы

Ток заряда
Нормальный ток заряда для нового аккумулятора 60 Ач.

Напряжение связано с током. В случае с кипящим электролитом смотрят на соотношение зарядного тока к реальной емкости батареи. Реальная – текущая, а не та, что указана на корпусе новой АКБ. По ходу эксплуатации емкость то падает.

И учитывая емкость, выставляют силу тока заряда. Как высчитать: 10% от емкости – необходимая сила. К примеру, для батареи 60 Ач это 6 А. Но это только если она новая. Даже если придерживаться правил эксплуатации, за год потеряется 10 – 15% емкости, соответственно, ток зарядки нужен другой. А если выставлять повышенный, не удивительно, что батарея начинает кипеть.

Первый способ устранения проблемы – следить за реальной емкостью, и учитывая параметр, выставлять нужный зарядный ток. Но без подходящих приборов этого не сделаешь. Второй – приблизительно понижать ток по мере пользования АКБ. К примеру, через год эксплуатации ток смело снижают на 1 А.

Сульфатация АКБ

Это когда на пластинах аккумулятора образуется налет из сульфата свинца. В общем, проявляется он из-за недозаряда и недостаточного уровня электролита. Если дело в недозаряде, то налет не растворяется, а наоборот – увеличивается в размерах и твердеет. Если дело в нехватке электролита, то пластины и вовсе работаю «в сухую».

Из-за сульфатации резко падает емкость. Ведь чем она выше, тем большая площадь свинца «плавает» в электролите. Покрывшись сульфатами, он перестает участвовать в химической реакции. Учитывая сниженную емкость, при зарядке надо подавать малый ток, а так как многие упускают этот момент из виду – электролит начинает кипеть раньше положенного.

Если сульфатация только началась, делают десульфатацию – включают специальный режим зарядки, и тогда часть сульфатов распадается, «раскрывая» свинец. Для этого необходимо особое ЗУ. Если такого нет – используют стандартные зарядники и нагрузку.

Если сульфатация «укоренилась», исправить ситуацию не получится, в крайнем случае – заряжать аккумулятор малыми токами. Но это возможно только при использовании зарядного устройства, а под капотом автомобиля электролит будет кипеть. Отсюда рекомендация – замена АКБ.

Сульфатация АКБ
Сульфатация пластин АКБ.

Низкий уровень электролита

Ниже объем рабочей жидкости – быстрее наступает сульфатация. Еще один момент – из-за нехватки токопроводящей жидкости пластины «оголяются», и не принимают участия в зарядке. Получается, стандартные токи зарядки уже не подойдут – электролит начнет кипеть раньше положенного.

Если АКБ предполагает обслуживание – доливают электролит. Если нет – заменяют. Впрочем, есть умельцы, проделывающие в отсеках отверстия, но делать так не стоит – небезопасно.

Проверка уровня электролита
Проверка уровня электролита.

Короткое замыкание

Кипеть электролит из-за КЗ начинает по ряду причин. Само по себе короткое замыкание – это когда в отдельном отсеке соприкасаются пластины, имеющие разную полярность. Такая банка становится проводником тока. И если пластины замкнут хотя-бы в одной, она «выпадает из строя». Как итог – работают не все банки из шести. Каждой требуется напряжение в 2.4 В, при последовательном соединении всего – 14.4 В. И если отсек «выпал», напряжение падает. Не изменив параметр, электролит начнет быстро кипеть.

Выявить КЗ в отсеке реально, но только в обслуживаемой АКБ. Для этого открывают крышку и наблюдают за поведением электролита. Если конкретный отсек не кипит – проблема в нем.

Другой способ – проверить под нагрузкой. Тогда прокручивают стартер и смотрят на токопроводящую жидкость. «Коротыш» сразу начнет кипеть. Аккумуляторную батарею, пережившую короткое замыкание, только заменять.

Аккумулятор должен кипеть при зарядке, но только ближе к концу. Если бурления нет, только пузыри сверху – вообще порядок. Если кипение начинается сразу после подсоединения ЗУ или в первые два часа – это проблема.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector