Прямая и обратная полярность АКБ — что это такое

Автомобильный аккумулятор – важный элемент транспортного средства, обеспечивающий питание стартера для запуска двигателя, внутреннюю сеть, когда не работает генератор. АКБ подключается к внутренней энергосети при помощи полюсных выводов. Они расположены на крышке корпуса, имеют разное обозначение. Главное при подключении – не перепутать полярность аккумулятора.

Прямая и обратная полярность АКБ
Полярность определяет расположение токовыводящих элементов на корпусе АКБ.

Что такое полярность аккумулятора

Полярность – термин, определяющий расположение токовыводящих элементов на корпусе АКБ. Если не рассматривать экзотические модели, которые не встречаются в России, батареи могут иметь следующую полярность:

Прямая

Аккумуляторы данного вида разработаны в Советском Союзе, устанавливались на все грузовые, легковые автомобили, произведённые в стране. Особенность модели – плюсовой вывод расположен слева, а отрицательный – справа.

Несмотря на то, что большинство новых авто российской сборки поставляется с обратной полярностью, блоки питания прямого типа также есть в продаже.

Обратная

Отличия от прямой полярности – в обратном расположении токовыводов, то есть отрицательный установлен слева, а положительный – справа. Такой аккумулятор ещё называют евро, он подходит для установки в автомобили иностранного производства, новые модели, которые собираются на российских заводах. Данный вид доминирует в магазинах, его проще найти.

Основные отличия

Если затрагивать технические характеристики, разница между АКБ я прямой и обратной полярностью отсутствует. Но это не значит, что в автомобиль можно поставить любую модель, подходящую по габаритам.

Отличия прямой и обратной полярностей
Основное отличие прямой и обратной полярностей — расположение выводов.

Выбрав неправильный тип, у автовладельца возникнут проблемы при установке клемм – штатной длины электропроводки не хватит, чтобы их подключить к аккумулятору. Из-за особенностей конструкции (корпус рассчитан, чтобы плотно ставится в слот под капотом) поменять батарею, поставив её другой стороной, физически не получится.

Как узнать полярность

Определить прямую или обратную полярность аккумулятора просто, достаточно развернуть её лицевой стороной. Обычно здесь размещена этикетка с техническими характеристиками. Как правило, на этикетке будет напечатана схема, помогающая понять, как выполнять установку, где расположены токовыводящие элементы. Если маркировка отсутствует, следует обратить внимание на полюсные выводы, расположенные на крышке корпуса. Если при развороте АКБ лицевой стороной слева будет расположен «+», это означает, что модель – представитель прямой полярности. Если слева – обратной.

Некоторые производители используют собственную маркировку, обозначая положительный вывод

Маркировка полярности АКБ
Обозначение полярности на аккумуляторе.

красным, а отрицательный – чёрным или синим. Также узнать тип АКБ можно по обозначениям:

  • прямая – 1 или R;
  • обратная – L или 0.

Выбирая АКБ для автобуса, грузовики специализированной техники, где используется источник питания повышенной ёмкости (от 110 Ач), руководствуйтесь простым правилом:

  • плюс, расположенный слева, указывает, что батарея подходит для европейской спецтехники, имеет обратную полярность;
  • если положительный токовывод установлен справа, АКБ предназначен для установки на российской технике.

Стоит учитывать и конструктивные особенности. У производителей из разных регионов они будут отличаться. Азиаты предпочитают, чтобы токовыводы сильно выступают над поверхностью источника питания. Европейцы предпочитают эргономику, утапливая клеммы вглубь.

Европейский и азиатский стандарты
Отличия европейского и азиатского стандартов АКБ.

Что будет, если перепутать полярность

При покупке АКБ неподходящего типа, у владельца автомобиля могут возникнуть проблемы. Машина не заводится – не самая страшная ситуация. Если перепутать полярность при зарядке, может произойти:

  • перегрев, сгорание светодиодных ламп;
  • поломка генератора;
  • короткое замыкание сети;
  • поломка реле;
  • выгорание бортовой электроники, проводки, подключённой техники.

Большинство электронных устройств оборудованы системой защиты от переплюсовки. Но, например, в магнитоле, установлены конденсаторы, не переносящие нарушение полярности. При такой ситуации, конденсатор начнёт перегреваться, вздуется, затем последует взрыв.  О поломке владелец узнает по характерному запаху и хлопку.

Первый признак, что клеммы подключены неправильно – резкое нагревание проводов. В худшем случае, может оплавиться проводка, водитель получит ожог руки.

Как сменить полярность АКБ

Производитель не предполагает смены полярности аккумулятора, ожидая, что покупатель сделает правильный выбор в магазине. Однако, при экстренной необходимости, существует способ, как поменять выводы местами. Решение поможет обойтись без удлинителя электропроводки, а иногда и восстановит работоспособность элемента питания.

Процедура требует последовательного выполнения нескольких действий:

  1. Полностью разрядить АКБ – для этого повестить на токовывод нагрузку.
  2. Снять крышку, переподключить провода, соблюдая полярность.
  3. Поставить аккумулятор на зарядку.
  4. При закипании банок – отключить агрегат.

Начинать зарядку лучше с высокого тока – дать 10% от ёмкости АКБ. Позже снизить до 2 Ампер. Также рекомендуется повысить сопротивление, снизив нагрев внутри банок. В процессе заряда может существенно повыситься температура – в большинстве случаев это нормально. Таким образом, происходит преобразование в банках. Если банки закипели – процедура успешно завершена.

Специалисты, разработавшие метод переплюсовки, не рекомендуют проводить операцию с дешевыми аккумуляторами, где производитель использовал тонкие диоксидные и свинцовые пластины. В результате процедуры они могут разрушиться. Если переплюсовывается АКБ, бывший в употреблении, следует провести предварительную проверку:

  • электролит не должен быть мутным, нормальной плотности;
  • не должно быть замкнутых банок.

При наличии малейших технических проблем с ИП, от идеи переплюсовки лучше отказаться.

Полярность – основополагающий критерий при выборе аккумулятора. Намного проще выбрать АКБ, по рекомендациям производителя автомобиля, чем самостоятельно менять тех. характеристики в кустарных условиях, возвращать неподходящую модель обратно в магазин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector