Окисляются клеммы на аккумуляторе — почему и что делать

Аккумулятор – важный компонент автомобиля, питающий бортовую сеть и обеспечивающий пуск двигателя. Водители, подолгу не заглядывающие под капот, обнаруживают, что на аккумуляторе появился белый налет на клеммах. Это окисление – признак, что что-то с самой АКБ, электропроводкой или генератором. Рассмотрим, почему окисляются клеммы на аккумуляторе, чем это грозит и какие принимать меры.

Окисляются клеммы на аккумуляторе
Окисление клемм препятствует нормальной работе и зарядке аккумулятора.

Опасность окисления клемм аккумулятора

В том, что АКБ «сел», в большинстве ситуаций виноваты сами водители, относящиеся к своему транспортному средству как к какому-то гаджету. То есть сами техобслуживание не проводят, а доверяют эту работу специалистам, которые могут просто не сообщить о том или ином моменте, требующем внимания.

Налет на клеммах – это коррозия, и она плохой проводник электроэнергии. Ток пройдет, но в цепи увеличится сопротивление. Как результат – образуется переходный ток, препятствующий нормальному запуску автомобиля. Да и сама АКБ заряжается менее эффективно.

Основные причины

Факторов появления окислов два:

  • недостаточный контакт. Выводы аккумулятора характерны перегревом и искрообразованием. Из-за особенностей их действия ускоряется окисление (естественная химическая реакция) – они покрываются налетом, обычно зеленоватого или голубого оттенка;
  • утечка электролита. В секциях АКБ содержится электролит, также из корпуса выходят газы, и если они контактируют с соединениями – начинается окисление. Такие окислы выглядят как «снежок»: толстые и рыхлые.

Причины слабого контакта: ржавчина, ослабился крепеж из-за постоянных вибраций или плохой затяжки. Во втором случае «отваливается масса» – контакт начинает сильнее греться, что приводит к возникновению паразитных токов. На нем формируется коррозия и тонкие отложения.

Если заметны рыхлые «снежные» окислы, осматривают корпус АКБ на наличие трещин, проверяют работоспособность генератора.

О чем говорит сильное окисление контактов:

Сильное окисление клемм
Сильное окисление клеммы.
  • произошла утечка электролита. При перезаряде он «кипит», и может вырваться из секции наружу, оседая на контактах;
  • нарушена целостность корпуса. Опять же, через треснутый корпус выходит как электролит, так и содержащиеся в «банках» газы;
  • недостаточный уровень заряда. У АКБ, не способной зарядиться по максимуму, сниженные параметры емкости и токоотдачи. Вместе с падением напряжения повышаются токи, как итог, аккумулятор и его соединения перегружаются, и образуются окислы;
  • перезаряд. При избыточном напряжении или токе, подаваемом на аккумулятор, электролит, содержащийся в его «банках», начнет кипеть, выпуская наружу газы, оседающие на клеммах;
  • утечка тока. Если на контакт попал дополнительный, нежелательный провод, коротящий массу, возникнет перегрев, который приведет к электрохимической коррозии;
  • замыкание «банки». Из-за короткого замыкания одна секция батареи и вовсе перестает получать заряд. Со временем напряжение АКБ падает, возникает перезаряд.

Определить конкретную причину можно, взглянув, на каком именно электроде появились окислы, и какого они цвета.  Например, если дело в контакте с электролитом, налет имеет бархатистый оттенок (так выглядит реакция металлов с серной кислотой). Запускать это дело не стоит, так как снижается ресурс использования аккумулятора, на нем появляются кратеры, подпалины. Бывает, плюсовая и минусовая клеммы покрываются налетом по отдельности, а иногда – вместе.

Плюс

Если иметь дело с новыми аккумуляторными батареями, у них «плюс» закрыт пластиковым кожухом. Его задача – уберечь соединение от окислов, вызванных атмосферным воздействием. Но такое исполнение усложняет обнаружение проблемы.

Окисляется плюсовая клемма по следующим причинам:

  • неисправность генератора или реле-регулятора, из-за чего батарея получает больше заряда, чем ей необходимо;
  • в одной из «секций» произошло короткое замыкание;
  • со стороны «плюса» повредился корпус АКБ, что вызвало утечку электролита.

Минус

Во время разряда ток перетекает от минусовой клеммы к плюсовой. Если контакт плохой, основная нагрузка приходится на «массу», и она перегревается. Схожая ситуация происходит, если используется «не родной» провод. Получается «минус» покрывается окислами по следующим причинам:

  • клеммы плохо затянуты;
  • недостаточный контакт между «массой» и кузовом/двигателем;
  • плохая проводимость силовых проводов;
  • аккумуляторная батарея в состоянии недозаряда.

Если под капотом обнаруживаются окислы одновременно на двух контактах, при этом отложения рыхлые, наподобие снега – это свидетельствует об утечке или испарении электролита. Обычно такое случается, когда корпус батареи треснул или засорились его отверстия, обеспечивающие вентиляцию. Тонкие окислы, в свою очередь, образуются из-за плохого контакта.

Окисление одной клеммы
Окисление минусовой клеммы происходит по причине плохого контакта или недостаточной проводимости проводов.

Что делать, если окислились клеммы

Определив причину, приступают к устранению налета. Токовыводы и клеммы батареи допускается очищать надфилем и наждачной бумагой.

Зачистив контакты и соединения, их понадобится уберечь от влаги, воздуха и агрессивной кислоты. С этим поможет смазка, обладающая диэлектрическими свойствами. Обратите внимание – клеммы обрабатывают только после затяжки, чтобы смазка не попала на контактирующие зоны.

Если причина образования окислов – выплескавшийся электролит, то все соединения и саму АКБ обрабатывают 10%-раствором пищевой соды.

Образовавшуюся микротрещину можно заделать «шайбой» из войлока, предварительно вымочив ее в масле или литоле.

Крупные трещины запаивают. Герметиками лучше не пользоваться, у них плохая адгезия и устойчивость к кислотам.

Разновидности средств для смазки клемм

Среди автомобилистов популярны такие растворы:

Смазка для клемм
Как правильно смазывать клеммы?
  • водный раствор пищевой соды. Достаточно нанести готовую смесь на соединения и потереть щеткой, затем промыть водой и вытереть насухо;
  • средства на основе силикона. Хороши за счет влагоотталкивающих свойств, но характерны высокой текучестью;
  • тефлоновые средства. Особенность – высокая проникаемость, и это свойство расценивается как преимущество и недостаток;
  • масляные смазки, например, солидол, вазелин;
  • консистентные смазки с загустителями;
  • восковые средства. Такие растворы защищают от и предотвращают образование блуждающих токов.

Есть «дедовский» способ, когда на клемму надевают прокладку из войлока, вымоченную в масле. Перед установкой прокладки соединения предварительно очищают от окислов.

Профилактика окисления

Неважно, как часто и как хорошо чистить клеммы – они все равно будут окисляться. Вообще, к аккумуляторной батарее стоит относиться как к расходному материалу. Чтобы окислы появлялись как можно реже, необходимо регулярно обрабатывать клеммы специальными смазками, продающимися в магазинах автомобильных товаров.

Щетка для зачистки клемм АКБ
Щетка для зачистки клемм АКБ.

После зачистки клемм их тщательно обрабатывают выбранной смазкой с каждой стороны. После ставят и затягивают концы, причем с усилием, так как слабый контакт – наиболее частая причина образования окислов. Собрав все, опять смазывают.

В качестве дополнительных мер: следят за правильностью зарядки АКБ, уровнем и плотностью электролита. Рекомендуется также протирать корпус тканью, вымоченной в растворе пищевой соды, и держать чистыми вентиляционные отверстия. И тогда окислы не будут появляться так часто и не станут причиной неисправностей с автомобилем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector