Аккумулятор – важный компонент автомобиля, питающий бортовую сеть и обеспечивающий пуск двигателя. Водители, подолгу не заглядывающие под капот, обнаруживают, что на аккумуляторе появился белый налет на клеммах. Это окисление – признак, что что-то с самой АКБ, электропроводкой или генератором. Рассмотрим, почему окисляются клеммы на аккумуляторе, чем это грозит и какие принимать меры.
Опасность окисления клемм аккумулятора
В том, что АКБ «сел», в большинстве ситуаций виноваты сами водители, относящиеся к своему транспортному средству как к какому-то гаджету. То есть сами техобслуживание не проводят, а доверяют эту работу специалистам, которые могут просто не сообщить о том или ином моменте, требующем внимания.
Налет на клеммах – это коррозия, и она плохой проводник электроэнергии. Ток пройдет, но в цепи увеличится сопротивление. Как результат – образуется переходный ток, препятствующий нормальному запуску автомобиля. Да и сама АКБ заряжается менее эффективно.
Основные причины
Факторов появления окислов два:
- недостаточный контакт. Выводы аккумулятора характерны перегревом и искрообразованием. Из-за особенностей их действия ускоряется окисление (естественная химическая реакция) – они покрываются налетом, обычно зеленоватого или голубого оттенка;
- утечка электролита. В секциях АКБ содержится электролит, также из корпуса выходят газы, и если они контактируют с соединениями – начинается окисление. Такие окислы выглядят как «снежок»: толстые и рыхлые.
Причины слабого контакта: ржавчина, ослабился крепеж из-за постоянных вибраций или плохой затяжки. Во втором случае «отваливается масса» – контакт начинает сильнее греться, что приводит к возникновению паразитных токов. На нем формируется коррозия и тонкие отложения.
Если заметны рыхлые «снежные» окислы, осматривают корпус АКБ на наличие трещин, проверяют работоспособность генератора.
О чем говорит сильное окисление контактов:
- произошла утечка электролита. При перезаряде он «кипит», и может вырваться из секции наружу, оседая на контактах;
- нарушена целостность корпуса. Опять же, через треснутый корпус выходит как электролит, так и содержащиеся в «банках» газы;
- недостаточный уровень заряда. У АКБ, не способной зарядиться по максимуму, сниженные параметры емкости и токоотдачи. Вместе с падением напряжения повышаются токи, как итог, аккумулятор и его соединения перегружаются, и образуются окислы;
- перезаряд. При избыточном напряжении или токе, подаваемом на аккумулятор, электролит, содержащийся в его «банках», начнет кипеть, выпуская наружу газы, оседающие на клеммах;
- утечка тока. Если на контакт попал дополнительный, нежелательный провод, коротящий массу, возникнет перегрев, который приведет к электрохимической коррозии;
- замыкание «банки». Из-за короткого замыкания одна секция батареи и вовсе перестает получать заряд. Со временем напряжение АКБ падает, возникает перезаряд.
Определить конкретную причину можно, взглянув, на каком именно электроде появились окислы, и какого они цвета. Например, если дело в контакте с электролитом, налет имеет бархатистый оттенок (так выглядит реакция металлов с серной кислотой). Запускать это дело не стоит, так как снижается ресурс использования аккумулятора, на нем появляются кратеры, подпалины. Бывает, плюсовая и минусовая клеммы покрываются налетом по отдельности, а иногда – вместе.
Плюс
Если иметь дело с новыми аккумуляторными батареями, у них «плюс» закрыт пластиковым кожухом. Его задача – уберечь соединение от окислов, вызванных атмосферным воздействием. Но такое исполнение усложняет обнаружение проблемы.
Окисляется плюсовая клемма по следующим причинам:
- неисправность генератора или реле-регулятора, из-за чего батарея получает больше заряда, чем ей необходимо;
- в одной из «секций» произошло короткое замыкание;
- со стороны «плюса» повредился корпус АКБ, что вызвало утечку электролита.
Минус
Во время разряда ток перетекает от минусовой клеммы к плюсовой. Если контакт плохой, основная нагрузка приходится на «массу», и она перегревается. Схожая ситуация происходит, если используется «не родной» провод. Получается «минус» покрывается окислами по следующим причинам:
- клеммы плохо затянуты;
- недостаточный контакт между «массой» и кузовом/двигателем;
- плохая проводимость силовых проводов;
- аккумуляторная батарея в состоянии недозаряда.
Если под капотом обнаруживаются окислы одновременно на двух контактах, при этом отложения рыхлые, наподобие снега – это свидетельствует об утечке или испарении электролита. Обычно такое случается, когда корпус батареи треснул или засорились его отверстия, обеспечивающие вентиляцию. Тонкие окислы, в свою очередь, образуются из-за плохого контакта.
Что делать, если окислились клеммы
Определив причину, приступают к устранению налета. Токовыводы и клеммы батареи допускается очищать надфилем и наждачной бумагой.
Зачистив контакты и соединения, их понадобится уберечь от влаги, воздуха и агрессивной кислоты. С этим поможет смазка, обладающая диэлектрическими свойствами. Обратите внимание – клеммы обрабатывают только после затяжки, чтобы смазка не попала на контактирующие зоны.
Если причина образования окислов – выплескавшийся электролит, то все соединения и саму АКБ обрабатывают 10%-раствором пищевой соды.
Образовавшуюся микротрещину можно заделать «шайбой» из войлока, предварительно вымочив ее в масле или литоле.
Крупные трещины запаивают. Герметиками лучше не пользоваться, у них плохая адгезия и устойчивость к кислотам.
Разновидности средств для смазки клемм
Среди автомобилистов популярны такие растворы:
- водный раствор пищевой соды. Достаточно нанести готовую смесь на соединения и потереть щеткой, затем промыть водой и вытереть насухо;
- средства на основе силикона. Хороши за счет влагоотталкивающих свойств, но характерны высокой текучестью;
- тефлоновые средства. Особенность – высокая проникаемость, и это свойство расценивается как преимущество и недостаток;
- масляные смазки, например, солидол, вазелин;
- консистентные смазки с загустителями;
- восковые средства. Такие растворы защищают от и предотвращают образование блуждающих токов.
Есть «дедовский» способ, когда на клемму надевают прокладку из войлока, вымоченную в масле. Перед установкой прокладки соединения предварительно очищают от окислов.
Профилактика окисления
Неважно, как часто и как хорошо чистить клеммы – они все равно будут окисляться. Вообще, к аккумуляторной батарее стоит относиться как к расходному материалу. Чтобы окислы появлялись как можно реже, необходимо регулярно обрабатывать клеммы специальными смазками, продающимися в магазинах автомобильных товаров.
После зачистки клемм их тщательно обрабатывают выбранной смазкой с каждой стороны. После ставят и затягивают концы, причем с усилием, так как слабый контакт – наиболее частая причина образования окислов. Собрав все, опять смазывают.
В качестве дополнительных мер: следят за правильностью зарядки АКБ, уровнем и плотностью электролита. Рекомендуется также протирать корпус тканью, вымоченной в растворе пищевой соды, и держать чистыми вентиляционные отверстия. И тогда окислы не будут появляться так часто и не станут причиной неисправностей с автомобилем.