Новый аккумулятор — подготовка и начало эксплуатации

Аккумулятор – важнейший компонент для работы бортовой сети, без которого не получится завести двигатель. АКБ не вечна, и рано или поздно приходит время ее менять. При этом не все знают, надо ли заряжать новый источник питания или нет, ведь он не работал, а хранился на складе или в магазине. Кто-то верит продавцу, мол батарею можно смело устанавливать и ехать, но это не совсем так. В статье пойдет речь о том, как правильно начать эксплуатацию нового аккумулятора, и что делать, чтобы он дольше проработал.

Новый аккумулятор
Правильное начало эксплуатации нового аккумулятора позволит продлить срок его службы.

Особенности первого использования нового аккумулятора

Просто вслепую купить источник питания, ориентируясь на технические характеристики – неправильно. Да, в сети можно побольше узнать о производителе, из отзывов почерпнуть достоинства и недостатки модели. Но у продавцов есть план, и с целью его достижения о некоторых важных деталях они порой умалчивают.

Как правильно начать эксплуатацию

Выбирая в магазине новый аккумулятор, никогда не будет лишним перестраховаться, ведь это ответственный компонент, без которого автомобиль не поедет.

Осмотр

Первое, на что смотрят – на год выпуска элемента питания. Дата указана на корпусе, и новым считается тот аккумулятор, с момента выпуска которого прошло не больше шести месяцев. Если он, допустим, лежит на складе уже больше года, можно без колебаний требовать скидку, так как часть рабочего ресурса уже исчерпана.

Дата выпуска АКБ
Дата выпуска АКБ.

Далее замеряют габариты – АКБ должна поместиться в посадочном месте. Даже расхождение в 2 – 3 см может быть существенным, поэтому, идя за покупкой, необходимо снять размеры со старой батареи.

Расположение клемм тоже играет роль. На некоторых моделях «плюс» и «минус» находятся не так, как привычно. И длины подводящего кабеля может не хватить для нормального подключения.

Если аккумулятор новый, которому еще не исполнилось и полугода со дня выпуска, это не факт, что с ним все в порядке. Условия хранения – важный момент, и пренебрегать ими не стоит, даже если визуально склад или магазинные полки выглядят прилично:

  • окружающая температура – от +5 до +20° C;
  • невысокий уровень влажности;
  • помещение, где лежит батарея, чистое, без грязи и пыли.

Да, температуру можно замерить, а вот о влажности или чистоте склада продавец вряд ли захочет рассказывать. И когда утверждают, что «батарейка» вот-вот приехала с завода-производителя, не стоит верить одному слову. Порой пары месяцев достаточно, чтобы АКБ утратила 20 – 40% заряда.

А если уже на этапе осмотра видны трещины, подтеки «химии», окисления – это верные признаки отказаться от покупки.

Тест

Нормальное напряжение АКБ
Нормальное напряжение АКБ.

Прямо в магазине можно попросить продавца проверить батарею нагрузочной вилкой. Нормальным считается, когда под нагрузкой показывает напряжение не меньше 9 В. Другой способ проверки – мультиметром. Прибор переводят в режим измерения постоянного напряжения, затем щупами касаются к клеммам АКБ. Значения 12.4 – 12.7 В – норма, подзарядка не требуется. Если показывает 12 – 12.4 В, имеет место разряд, и надо подзарядить, но небольшими токами.  Меньше 12 В – практически севшая батарея, за которую смело можно запрашивать скидку.

Разряженную батарею эксплуатировать нельзя – уровень заряда должен быть 95 – 100%. Есть способ проверки заряженности источника питания путем замера плотности электролита. При 100% заряда значение будет 1.27 г/см3. Минус 0.01 г/см3 = 6 % разряда.

Если при проверке неисправностей не обнаружено, и с целостностью все в порядке – можно ставить аккумулятор и ехать. Еще один немаловажный момент – гарантия, которая должна быть не меньше одного года.

Правила зарядки АКБ

Что «свежая», что уже бывшая в эксплуатации батарея, заряжаются одинаково. Главное – обслуживаемая это модель или нет, а также насколько она разряжена. Отталкиваясь от этого, используют конкретный способ зарядки.

Переменным напряжением

При проверке нового аккумулятора может выясниться, что ему требуется подзарядка. Объясняется это свойством саморазряда, когда в течение длительного хранения часть заряда уходит. Переменным напряжением заряжают обслуживаемые источники питания. Особенность метода – понижается вероятность, что электролит начнет «кипеть». Как итог батарея дольше сохраняет работоспособность.

Как заряжать:

Процесс зарядки АКБ
Процесс зарядки АКБ.
  1. Если АКБ новая – распаковывают, если поддержанная – протирают от пыли.
  2. Заносят в теплое помещение. Если до этого батарея была на морозе, дают ей прогреться до комнатной температуры.
  3. По возможности замеряют температуру рабочего раствора – электролита. Нормальное значение – не больше +35° C.
  4. Подключают зарядное устройство.
  5. Заряжают постоянным током – 10% от энергоемкости батареи.
  6. Контролируют напряжение. При значении 14.4 В силу тока понижают вдвое.
  7. Когда напряжение поднимется до 16 В и не станет расти, значит зарядка завершена.

В ходе подзарядки важна температура рабочего раствора. Он не должен нагреваться свыше +45° C. Если это происходит, зарядку останавливают или вдвое понижают силу тока.

Точное время зарядки сказать сложно, так как на это влияют энергоемкости батареи, ЗУ и другие факторы. В среднем уходит 12 – 14 часов.

Постоянным напряжением

Этот способ зарядки применяется для необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Различие с предыдущим – постоянная подача напряжения без изменения зарядного тока. Если напряжение АКБ снизилось до 12 В и ниже, метод зарядки не подойдет.

Заряжать надо с помощью зарядного устройства нового образца, оснащенного индикатором и реле, регулирующим подаваемое напряжение. Значение напряжения на ЗУ ставят 15 – 16 В. Далее ориентируются по амперметру: когда будет 200 мА (что уже ток саморазряда) – прекращают подзарядку.

Время зарядки новой батареи этим способом – 4 – 6 часов, при этом 50% энергоемкости будет восстановлено в течение часа.

Метод популярен, так как в ходе подзарядки не надо контролировать все процессы – все делается автоматически.

Первый запуск аккумулятора

При первом использовании источника питания не надо придерживаться каких-либо особых правил. По факту, все выпускаемые аккумуляторы уже готовы к работе. Но как они хранились и сколько – вопрос, поэтому не лишним будет проверить напряжение, чтобы понимать степень разряженности. После подзарядки остается правильно поставить батарею в посадочное гнездо, подключить клеммы, убедившись в надежности контакта, и можно ехать.

Установка аккумулятора на машину
Установка аккумулятора на машину.

Есть автовладельцы, которые заряжают «свежую» АКБ по максимуму, если это необходимо, а затем разряжают. Так делают, когда хочется убедиться, что заявленные характеристики соответствуют действительности, но для этого требуется оборудование для замера энергоемкости.

Рекомендации для дальнейшего использования

Аккумулятор имеет свой срок службы, но бывает он быстро выходит из строя. Если соблюдать правила эксплуатации аккумуляторных батарей, элемент проработает столько, сколько положено. Для обычных свинцово-кислотных моделей это в среднем 3 – 4 года. Замена каждые 1 – 2 года – не нормально. Прежде чем ставить батарею в автомобиль, учитывают следующее:

  • не надо покупать батарею, ориентируясь на максимальные значения пускового тока и емкости. Сам производитель автомобиля указывает, какие характеристики аккумулятора должны быть;
  • избавив источник питания от упаковки, оценивают состояние корпуса на наличие трещин, подтеков «химии», очищают от пыли;
  • если модель обслуживаемая – снимают пробки и делают замеры уровня и плотности электролита. Нормальные значения – 1.27 – 1.28 г/см3;
  • замеряют напряжение на контактах, и если надо – дозаряжают;
  • подключая к бортовой сети, соблюдают полярность. Ошибки редки за счет разной длины соединительных проводов, но все же возможны, что чревато коротким замыканием, способным перерасти в пожар.

Есть ряд правил, придерживаясь которых можно продлить срок службы аккумулятора:

  • источник питания постоянно должен быть в заряженном состоянии. Если отталкиваться от правил эксплуатации, требуется непрерывная подзарядка. В случае глубокого разряда не миновать быстрого падения емкости;
  • генератор двигателя должен давать напряжение, подаваемое на батарею, в пределах 13.9 – 14.4 В. Для клемм – больше 12.6 В;
  • когда мотор не работает, не рекомендуется надолго оставлять энергопотребителей включенными. Речь идет о фарах, «дворниках», кондиционере, магнитоле, сигнализации и пр.;
  • надо следить за состоянием батареи – корпус должен быть чистым, как и клеммы. Грязь может забиться в отверстия для сброса газов, а химические окислы на контактах – причина падения напряжения. Также важно, чтобы АКБ не болталась в батарейном отсеке, а была надежно зафиксирована. При необходимости обслужить систему энергообеспечения автомобиля отключают от аккумулятора кабель «массы»;
  • не стоит надолго оставлять разряженную батарею в условиях холода, иначе возможно замерзание рабочего раствора или трещина на корпусе;
  • после первой поездки рекомендуется контрольно замерить напряжение на холостом ходу.

Аккумулятор может проработать даже больше, чем положено, надо только следить за его состоянием, не перегружать, тестировать мультиметром. Если батарея испортилась спустя пару лет – это несоблюдение правил эксплуатации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector