Каждый автомобилист знает, что аккумулятор нуждается в периодической подзарядке. Для этого используется специальное зарядное устройство, так как от генератора АКБ не успевает восполнить заряд. С первого взгляда может показаться, что ничего сложного в этом нет. Но, на рынке представлены различные виды источников питания, и у каждого свои характеристики, условия эксплуатации, правила обслуживания. Наряду с привычными свинцово-кислотными батареями распространены кальциевые, обозначаемые как Ca Ca. В статье – как правильно заряжать кальциевый аккумулятор автомобиля. Можно не придерживаться правил, но тогда источник питания быстрее придет в негодность, несмотря на то, что к нему итак правильно относиться как к расходному материалу.
Плюсы и минусы кальциевых аккумуляторов
Кальциевая батарея изготавливается по WET-технологии. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, с электролитом в жидком виде и свинцовыми пластинами. Но у него есть особенность – в качестве легирующей присадки используется кальций.
Стоит заметить, что содержание кальция – всего 0.1% от массы батареи. Просто принято автомобильный аккумулятор называть по типу легирующей добавки. Наглядный пример – сурьмянистая АКБ. Задача сурьмы – защитить свинец от разрушения. В ходе экспериментов выяснилось, что кальций с этим справляется лучше.
Аккумуляторные батареи типа Ca/Ca и их преимущества:
- низкий уровень саморазряда;
- срок службы достигает пяти лет;
- легирование пластин кальцием увеличивает их прочность и устойчивость к вибрациям;
- благодаря кальцию снижается процесс электролиза воды, поэтому большинство моделей необслуживаемые (по умолчанию в них нельзя долить воды);
- легирование кальцием необходимо, чтобы на пластины меньше воздействовала ржавчина;
- с добавкой появляется защита от перезаряда. Так, кальциевая батарея выдержит напряжение в бортовой сети до 14.8 В;
- пластины источника питания можно делать тоньше. Это позволяет увеличить их количество с целью наращивания пусковой мощности.
Есть и ряд недостатков:
- чувствительность к глубокому разряду;
- не лучший вариант для машин, оснащенных системой «Старт-Стоп».
Если почитать рекомендации производителей, такие батареи больше всего подходят тем, кто ездит на дальние расстояния. Или если предполагаются интенсивные вибрационные нагрузки.
Особенности зарядки
В интернете много советов, как выполняется зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля, и встречаются противоречивые. Вообще, вместе с батареей должна идти инструкция от производителя (на наклейке или этикетке). В домашних условиях нередко применяется зарядное устройство Орион, модель Вымпел 55. Впрочем, подойдет и другое ЗУ, выдающее те же параметры и имеющее аналогичные режимы.
Как выбрать ЗУ
Если не хочется «танцевать с бубном», лучше обзавестись специальной зарядкой для кальциевых источников питания. Это та, которая позволяет зарядить напряжением 16.1 В.
Используют и другие ЗУ, главное, чтобы можно было вручную регулировать напряжение. Тогда процедура делится на два этапа. На первом идет подзарядка до напряжения на клеммах в 14.4 В, при этом сила тока минимальна. Затем минут на 30 выставляется напряжение в 16.1 В. Важно в этом время следить за током, который может резко подняться.
Если ЗУ не предполагает регулировку напряжения, восполнить энергоемкость батареи до 100% не выйдет. Но умельцы и тут нашли выход: механически перемешивают электролит вместо того, чтобы доводить его до «кипения» высоким напряжением. Что нужно сделать: установить аккумулятор в машину и несколько километров проехаться по кочкам. Что это дает: плотность «выравнивается», а индикатор показывает зеленый цвет.
Параметры зарядки
Если речь о полноценном заряде, напряжение не должно быть ниже 14.4 В. При стационарной зарядке потребуется перемешивание электролита. Для этого высоким напряжением провоцируется электролиз. Если батарея стоит под капотом – еще проще, так как с перемешиванием помогут вибрации.
Что до силы зарядного тока, действует золотое правило – не больше 10% от энергоемкости аккумулятора. Но надо понимать, что емкость по мере эксплуатации падает, и многие водители даже спустя пару лет продолжают выставлять эти 10%. Как итог – батарея заряжается неполноценно, что заметно сокращает ее ресурс.
Проверить реальную емкость можно специальным прибором. Если тратиться на него желания нет, тогда правило следующее: каждый год от емкости батареи минусуют 10 – 15 А, и уже от этой цифры берут 10%.
Алгоритм зарядки АКБ
Инструкция:
- Оценивают заряженность источника питания по напряжению в состоянии покоя или индикатору на корпусе.
- Если напряжение ниже 12.3 В (или индикатор не зеленый) – заряжают.
- Отсоединяют батарею от бортовой сети, выкручивают пробки, если есть.
- Выставляют на ЗУ силу тока в 10% от реальной емкости, подключают к АКБ.
- Заряжают до тех пор, пока не покажет напряжение в 14.4 В. Ток в это время снизится до 0.1 – 0.3 А.
- Если в планах поехать на машине – ставят батарею на место.
- Если поездок в планах нет – заряжают аккумулятор с напряжением 16.1 В в течение 40 минут.
В батарее, разряженной до 60% и ниже, начинается процесс сульфатации – отложение химического налета на пластинах. Это проблема лечится, но сокращает срок эксплуатации источника питания.
Как видно, ничего сложно в зарядке кальциевых АКБ нет. У этой разновидности масса достоинств, но есть и недостатки. Если правильно и регулярно заряжать, обслуживать батарею, она без проблем прослужит пять лет и более.
Заряжать Са Са нужно напряжением 16 вольт. Переделал систему зарядки АКБ (бортсеть) автомобиля на 16 вольт(добавил диод). Аккумулятор живет уже более 5 лет, покупал в июне 2016.