Как зарядить щелочной аккумулятор — все способы подзарядки

При покупке зарядного устройства многие автолюбители ориентируются только на цену. Чтобы зарядить щелочной аккумулятор в домашних условиях, необязательно приобретать дорогой аппарат. Внимательное ознакомление с требованиями автомобильной батареи и технической составляющей ЗУ исключит возможность необоснованной переплаты за ненужные функции.

Зарядка щелочного аккумулятора
Для зарядки щелочных аккумуляторов нужно выбирать подходящее ЗУ, соответствующее требованиям АКБ.

Особенности щелочных аккумуляторов

В производстве щелочных аккумуляторов используют электролиты двух видов: никель-кадмиевые и никель-металлогидридные. Первые отличаются бо́льшим количеством пластин-плюсов, а вторые — пластин-минусов. Электроды и рабочая жидкость находятся в специальных «конвертах». Такое устройство увеличивает устойчивость к вибрации.

Особенностью АКБ является низкая растворимость вырабатываемых веществ при контакте с электролитом. В процессе эксплуатации щелочь не расходуется, а её плотность не изменяется. Разряд батареи происходит из-за взаимодействия электролита с гидроокисью пластин-плюсов или минусов, в зависимости от типа щелочного аккумулятора.

Преимущества

  • Длительный срок использования;
  • Меньшие габариты, в отличие от АКБ других видов;
  • Бесперебойная работа в холодное время года;
  • Низкий самопроизвольный разряд.

Недостатки

  • КПД ниже, чем у других аккумуляторов (50-55%);
  • Нестабильное рабочее напряжение;
  • «Эффект памяти». Щелочные АКБ необходимо заряжать только после полного истощения батареи. Если не придерживаться этому правилу, то ёмкость аккумулятора будет снижаться.

Температурный порог для щелочных АКБ — -25°. Эксплуатация щелочных АКБ в этих условиях отрицательно влияет на их ёмкость, снижая этот показатель на 0,5% с каждым градусом.

Выбор ЗУ

На российском рынке представлено большое количество АКБ. Перед покупкой необходимо тщательно изучить часть Руководства по эксплуатации автомобиля, которая относится к аккумулятору и бортовой сети. Такой подход исключит возможность покупки непригодного зарядного устройства.

Зарядное напряжение

Первый параметр, на который нужно обратить внимание. Для легковых автомобилей подходят батареи номиналом 12 вольт. На практике аккумуляторам требуется напряжение от 12 до 14,4 вольт. Дело в том, что чем сильнее разряжен АКБ, тем больший ток он потребляет. Поэтому заряжать батарею необходимо аккуратно, тщательно контролировать поступающее напряжение.

График напряжения щелочного аккумулятора
График напряжения щелочного аккумулятора при зарядке и разрядке.

Максимальный ток

Параметр зависит от ёмкости АКБ. Это значение делится на 10. Полученная цифра — максимальный ток, допустимый для батареи. Постоянно заряжать её сильным током не рекомендуется. Это снижает общий ресурс аккумулятора. Лучше пополнять заряд как можно меньшим током.

Мощность

Зарядно-пусковые устройства
Зарядно-пусковые устройства.

Некоторые производители сознательно идут на хитрость для увеличения стоимости ЗУ. Например, встречается преувеличение значения мощности. Автолюбителей эта характеристика мало интересует, но таким методом удаётся продать средний зарядник по цене топового. Чтобы избежать пустой траты денег, необходимо воспользоваться школьными знаниями физики. Умножаем заявленное напряжение на силу тока и получаем реальное значение ЗУ.

Разделяют два типа ЗУ: зарядно-предпусковые и зарядно-пусковые. Первые подходят для аккумуляторов автомобилей с автоматической коробкой передач, так как могут подключаться к клеммам без отключения от бортовой сети. Зарядно-пусковые ЗУ подсоединяются к АКБ только после отключения от бортовой сети. Если этого не сделать, может сгореть электроника автомобиля. Такие ЗУ работают в режимах автоматизированного заряда и отдачи максимального пускового тока.

Способы зарядки АКБ

При работе любое ЗУ снижает сетевое напряжение до номинального, а затем постепенно выпрямляет его. Таким образом происходит автоматическая зарядка аккумулятора.

Стандартный режим

Этот режим зарядки длится 12-16 часов. Производители ЗУ рекомендуют применять его только при плюсовой температуре. Сначала подаётся ток высокой мощности. Разогретый АКБ быстрее пополняет заряд. При использовании этого метода необходимо постоянного контролировать процесс, чтобы не допустить перезарядки.

Компенсационный заряд

Чтобы выполнить безопасную дозарядку, на аккумулятор подают ток силой от 0,03∙C до 0,05∙C (C — ёмкость АКБ). Такой метод используют для батарей, которые забирают на хранение. Никель металлогидридные АКБ не рекомендуется длительно заряжать в этом режиме. Он снижает их срок эксплуатации. Исключение — никель-кадмивые батареи. Их можно оставлять на дозарядке продолжительное время.

Также применяют второй способ. На аккумулятор подают ток силой 1∙C на протяжении 5 минут, а затем в течение часа — 0,1∙C. Эта технология снижает количество кислорода внутри батареи, который вызывает перемещение кадмия. В домашних условиях зарядка этим способом невозможна.

Нестационарные методы

Зарядка реверсивным током
Зарядка реверсивным током.

Самым распространённым является реверсивный способ. На АКБ подают поочерёдно длинные и короткие импульсы. В интервалах между ними выработка кислорода увеличивается, а время зарядки уменьшается.

Сейчас наиболее популярны автоматические ЗУ. Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, достаточно просто правильно его подключить и техника всё сделает сама. Но практика показывает обратное. Чаще всего «закипание» АКБ происходит во время питания от автоматического ЗУ. В процессе работы зарядники могут взвинчивать напряжение до 19 вольт. В этом плане менее опасны ручные ЗУ. Подача тока и напряжения на них регулируется вручную.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector