Как зарядить аккумулятор мотоцикла — важные правила и нюансы

В отличие от автомобильных аккумуляторов, мотоциклетные характерны меньшей емкостью. В то же время они работают лучше за счет кикстартера. Какой бы функциональной ни была АКБ, она нуждается в подзарядке. Чтобы зарядить аккумулятор мотоцикла, не надо обладать особенными знаниями, достаточно в процессе контролировать напряжение и силу тока. Если этого не делать, элемент питания перезарядится, что негативно скажется на его состоянии.

Аккумулятор мотоцикла
Аккумулятор мотоцикла обладает меньшей емкостью, чем АКБ автомобиля.

Особенности аккумулятора мотоцикла

Мотоциклетный источник питания мало чем отличается от автомобильного – параметрами энергоемкости и пусковыми токами. Есть три группы: WET, AGM и гелевый. При этом кислотные мото батареи (WET) часто продаются сухозаряженными. Характеристика номинального напряжения преимущественно 12 В, за исключением АКБ для скутеров, где объем цилиндра не более 50 см3.

Разновидности аккумуляторов и их особенности:

  • WET. Это батареи с жидким электролитом, наиболее доступные в плане стоимости. Служат в среднем 3 – 5 лет. При наличии доступа к «банкам» владельцу надо следить за уровнем электролита и доливать его по мере необходимости. Глубокого разряда WET-изделия не терпят, что значительно сокращает срок их службы;
  • AGM. Более дорогой вариант, при этом надежный, с высокими и стабильными характеристиками. В таких батареях электролит пропитывает стекловолокно, которое обволакивает свинцовые пластины. Преимущества решения: не надо доливать электролит, на холоде он не замерзает, а сама батарея устойчива к глубокому разряду и имеет высокий пусковой ток. Если правильно заряжать мото аккумулятор типа AMG, он прослужит 5 – 10 лет;
  • GEL. Необслуживаемые, наиболее дорогие. Электролит в них не жидкий, а гелеобразный. Служат такие источники питания при должном уходе 10 – 12 лет. Но для зарядки надо использовать специальное зарядное устройство.

Емкость мото АКБ – от 2.3 до 30 Ач. Помимо мотоциклов, устанавливаются в скутеры, мопеды, снегоходы, квадроциклы.

Основные правила зарядки

Чтобы аккумуляторная батарея прослужила как можно дольше, надо знать, как часто ее заряжать, чем и какие параметры подаваемого электричества выставлять.

Регулярность

Зарядка АКБ мотоцикла
Регулярность подзарядки АКБ зависит от ее типа и условий эксплуатации.

Подзарядку выполняют по мере разряда источника питания. Как часто – точно сказать сложно, так как многое зависит от манеры езды, условий эксплуатации и типа АКБ. Кислотно-свинцовые батареи, например, заряжают раз в 1.5 – 2 месяца. Если аккумулятор используется давно, подзаряжают каждый месяц. Гелевые АКБ заряжают 1 – 2 раза в сезон.

Все аккумуляторы склонны к саморазряду, то есть разряжаются сами по себе. Этот процесс ускоряется на холоде, поэтому когда ставят мотоцикл в гараж, батарею извлекают и заносят в отапливаемое помещение.

Разряжать мотоциклетную АКБ ниже 30% не стоит – это негативно скажется на ее состоянии. Для проверки уровня заряда используют прибор вольтметр, который подключают к батарее и выставляют параметр 20 В. Красный щуп крепят к «плюсу», черный – к «минусу». Если на измерительном приборе показывает 12.3 В – АКБ заряжена. Если 11 – 12.2 В – надо подзарядить. Ниже 11 В – для «спасения» источника питания требуется срочная подзарядка.

Время зарядки

Это зависит от многих факторов. Обычно зарядку завершают, когда напряжение достигает двойного числа «банок» – 10. Когда на поверхности электролита начнут появляться пузырьки, силу тока понижают вдвое и дозаряжают батарею еще 2 часа.

Сухозаряженный источник питания заряжают в течение 9 – 10 часов. Новой батарее требуется меньше – 3 – 4 часа.

Выбор зарядного устройства

Приборы для зарядки доступны разные. В плане практичности они разделяются на автоматические и ручные. Автоматические просты в пользовании – они сами выбирают силу тока и следят за напряжением.

Ручные, они же обычные, тоже хороши, но придется следить за ходом зарядки. Для этих целей используют мультиметр. Если прибора нет, степень подзарядки определяют по состоянию электролита.

Для зарядки гелевого мото аккумулятора необходимо специальное ЗУ с регулятором силы тока и напряжения. Это универсальные устройства, которые также бывают автоматические и неавтоматические.

ЗУ для гелевых аккумуляторов
ЗУ для гелевых аккумуляторов.

Многие интересуются, можно ли зарядить аккумулятор мотоцикла 12 Вольт, используя обычную автомобильную зарядку. Источник питания для авто характерен повышенной емкостью, и ЗУ подает силу тока, которая недопустима для зарядки мотоциклетной батареи. Если есть регулятор силы тока – заряжать можно, если нет – АКБ легко испортить.

Способы зарядки АКБ 12 Вольт

Чтобы элемент питания прослужил как можно дольше, необходимо соблюдать определенные правила.

Общая схема

Когда на мотоцикле отрегулирована электрическая система, а АКБ стоит новая, регулярная подзарядка ей, как правило, не требуется. В иных ситуациях алгоритм такой:

Процесс зарядки
Процесс зарядки мото-аккумулятора.
  1. Батарею извлекают из моторного отсека.
  2. Если АКБ обслуживаемая, откручивают пробки и подготавливают ареометр. Если необслуживаемая – вольтметр. Этими приборами проверяется плотность электролита.
  3. Оценивают заряженность. Если показывает 1.28 г/см3 – зарядка полная, 1.20 – 50%, 1.12 – источник питания разряжен.
  4. Подсоединяют зарядное устройство с соблюдением полярности.
  5. Выставляют ток зарядки, ориентируясь на значения, указанные на аккумуляторе. Если ничего не написано, заряжают током 10% от энергоемкости (10 Ач = 1 А).
  6. Заряжают батарею, пока плотность не поднимется до 1.26 г/см3.

Необслуживаемые АКБ, куда нельзя долить воду, заряжают при помощи ЗУ с автоматическим поддержанием напряжения.

Ускоренная зарядка

Характерная черта этого метода – подача тока высокой силы. Это позволяет восстановить емкость за несколько часов. Зарядка выполняется как и по общей схеме, только при максимальных значениях тока. Прежде чем начинать, стоит убедиться, что АКБ предполагает быстрое получение заряда.

Производители не рекомендуют часто заряжать мото АКБ ускоренным методом – это приводит к повреждению электродов. Если многократно превысить рекомендуемые параметры, батарея и вовсе может взорваться.

Кислотная батарея

Восстанавливая заряд, ставят силу тока 1/10 от энергоемкости. Для этого необходимо ЗУ с регулятором. Заряжают до тех пор, пока напряжение не поднимется до показателя, равному числу «банок», умноженному на 2. Когда начнется процесс газообразования, что еще называют «кипением» электролита, силу тока снижают вдвое и дозаряжают батарею еще в течение двух часов.

Ток постоянной силы

Для расчета силы тока необходимо поделить энергоемкость батареи на 10. То есть если источник питания на 6 Ач, выставляют 0.6 А. Такие параметры тока даст ЗУ импульсного типа.

Импульсное ЗУ
Импульсное ЗУ.

Заряжая таким способом, мотоциклисту надо следить за условиями температуры, напряжением, плотностью электролита. Желательно проверять каждый час, параллельно регулируя силу тока. Когда напряжение поднимется до 14.4 В, параметр понижают наполовину.

Когда напряжение и плотность стабилизируются, значит батарея восстановила свою мощность.

Стабильное напряжение

В этом случае степень заряженности зависит от напряжения ЗУ. 100% зарядка достигается в течение суток. А так смотрят на выходное напряжение:

  • 14.4 В – 85%;
  • 15 В – до 90%;
  • 16 В – до 97%.

Когда на выходе покажет 16.4 В – АКБ заряжена на 100%. Контролировать ничего не надо, так как зарядка автоматическая. О том, что процесс завершен, судят по напряжению – на выводах батареи и ЗУ оно будет одинаковым. Применяя прибор с напряжением, например, 14.4 В, для зарядки потребуется больше времени.

Использование стабилизатора тока

Это прибор, введенный в электрическую цепь, предотвращающий скачки напряжения, которые могут испортить АКБ (электролит выкипает, пластины разрушаются). Такое бывает, например, когда сильно севшую батарею подсоединяют к ЗУ на 10 А. Напряжение на аккумуляторе резко возрастает с 9 до 12 В, сила тока при этом предельная, которую может дать зарядное устройство.

В такой ситуации пластины батареи запросто погнутся, как результат – замкнет «банку». Стабилизаторы как раз исключают это. На ЗУ выставляют ток 5% от энергоемкости, и когда напряжение станет приемлемым, повышают до 10%. В ходе зарядки стабилизатор сам понизит силу тока. Когда АКБ полностью зарядится, значение будет равно 0.

Импульсный ток

Зарядка импульсным током
Зарядка импульсным током.

При этом методе пользуются ЗУ, выдающим непостоянный ток или напряжение, т.е. параметры возрастают или снижаются в установленные промежутки времени.

Импульсный ток бывает ассиметричный и пульсирующий. В первом случае в каждом цикле меняется полярность. Электрический заряд будет выше при прямой, нежели обратной полярности (зарядка-разрядка – 10:1, продолжительность импульсов – 1:2).

Пульсирующий ток – это когда в ходе зарядки меняется величина тока, а полярность постоянная.

Особенности зарядки необслуживаемого аккумулятора

В эти модели долить воды возможности нет, поэтому для подзарядки используют автоматические зарядные устройства. Впрочем, подойдет и неавтоматическое ЗУ, но надо будет отслеживать характеристики:

  • сила тока – 10% от энергоемкости. При 30 Ач выставляют 3 А. Параметр контролируют амперметром, так как в процессе сила тока может меняться;
  • для измерения уровня напряжения нужен вольтметр. Зарядку останавливают, когда покажет 13.8 В;
  • когда дойдет до этого числа, силу тока на ЗУ понижают (с 3 до 2 А), а напряжение поднимают до 13.8 В;
  • процедуру повторяют, только снижают силу вдвое (с 2 до 1 А);
  • после отключают зарядное устройство.

Необслуживаемая мото батарея на 12 Вольт заряжается в среднем 12 часов.

Зарядить разряженный или восстановить полностью севший аккумулятор можно несколькими способами. Лучше отталкиваться от рекомендаций производителя и использовать в процессе специальное ЗУ. Есть и экстренные методы, допустимые, но увлекаться ими не стоит, так как снижается ресурс АКБ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector