Как поднять плотность электролита в аккумуляторе — все способы повышения

Многие водители, оставляя машину на некоторое время, после обнаруживают, что она не хочет заводиться. Стартер в это время и вовсе может не подавать признаков жизни. Вероятнее всего, причина – аккумулятор, который за несколько дней разрядился. Зарядка в такой ситуации не всегда помогает. Корень проблемы – снижение плотности электролита. Вернуть его в нормальное состояние помогут в автосервисе, но многие предпочитают действовать самостоятельно. Как своими руками поднять плотность электролита в аккумуляторе, и почему его уровень меняется – в статье. Вообще, это обычное явление, да и АКБ, служащая 3 – 5 лет, приравнивается к расходному материалу.

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе
Выравнивание плотности электролита поможет продлить срок службы аккумулятора.

Что такое плотность электролита в аккумуляторе

В свинцовом аккумуляторе есть емкости, называемые «банками». В них – серная кислота, куда погружены пластины из свинца. Если электролит выкипит, поменяется его химический состав или случится сульфатация (порча пластин) – АКБ может выйти из строя. При некритичной ситуации доступны способы восстановить источник питания в домашних условиях.

Сам электролит – жидкость, служащая катализатором электрохимического процесса. Без нее батарея – не более чем пластик, набитый свинцом. Состоит электролит примерно на 65% из дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Один из показателей этой «химии» – плотность, которая может как упасть, так и подняться, что зависит от заряженности батареи.

Какие факторы влияют на плотность

Прежде чем разбираться как поднять плотность в аккумуляторе, необходимо выявить, почему она может падать. Причины следующие:

  • разряд. Меньше заряд – ниже плотность серной кислоты. В ходе подзарядки параметр постепенно повышается. Когда аккумулятор давно в эксплуатации, часть его энергоемкости утрачивается, что сопровождается падением концентрации электролита;
  • срок службы АКБ подходит к концу, или были нарушены правила хранения (если оставить машину на зиму в условиях холода – это навредит батарее);
  • часть электролита выкипела из-за перезаряда. Когда зарядное устройство дает повышенное напряжение, жидкость переходит в состояние газа, и удаляется через вентиляционные отверстия на корпусе аккумулятора;
  • владелец машины часто добавляет воду, чтобы поддерживать уровень электролита. Делая так, надо обзавестись прибором для замера плотности, так как вместе с водой выкипает и кислота. Как итог – маленькая концентрация.

От значения плотности зависит, как эффективно источник питания будет держать заряд. По этой причине рекомендуется периодически замерять параметр, что поможет вовремя выявить проблему. Если ее игнорировать, свинцовые пластины испортятся раньше срока.

Когда показатель плотности низкий, машина просто не заведется. В таких случаях надо его увеличить, вернув тем самым работоспособность АКБ.

Значение плотности электролита для АКБ
Значение плотности электролита для АКБ.

Нормальная плотность

Есть несколько факторов, от которых зависит нормальный уровень этого показателя. Один из них – температура воздуха. Если, например, автомобиль эксплуатируется в суровых условиях, в зимний период, плотность рекомендуется повысить до отметки в 1.29 г/см3. А так нормой считается от 1.25 до 1.29 г/см3. При этом между «банками» не допускается разница более чем в 0.1 г/см3. К слову, поднятие показателя требуется не всегда – отталкиваются от ситуации.

Чем опасная низкая и высокая концентрация электролита

Из-за повышенной концентрации аккумулятор быстрее выйдет из строя. Кислота разрушительна для пластин из металла – «химия» способна испортить даже сталь.

Низкая же концентрация приводит к:

Сульфатация пластины АКБ
Сульфатация пластины АКБ.
  • сульфатации. Так называется процесс, когда на свинцовых пластинах появляется белесый налет – отложения сульфата свинца. С ними батарея хуже принимает заряд, а то и вовсе отказывается заряжаться;
  • повышению порога замерзания. Когда плотность на отметке 1.28 г/см3, жидкость мерзнет только при температуре в -58°. Если ниже, замерзнет и в -5°. Из-за льда повреждаются пластины, повышается риск короткого замыкания, после которого уже нельзя «реанимировать» аккумулятор;
  • проблемам с запуском двигателя, в особенности зимой.

Как проверить плотность электролита

Процедура несложная, можно справиться самому. Проводить ее рекомендуется в условиях комнатной температуры. Прежде чем приступать, подготавливают следующее:

  • средства индивидуальной защиты (перчатки, очки). Электролит, если попадет на открытую кожу, способен вызвать ожог. Пары «химии» тоже опасны, поэтому работы проводят в хорошо проветриваемом помещении;
  • денсиметр. Это название прибора для замера плотности. Выглядит как стеклянная трубка с грушей, имеющая встроенный ареометр.

Как правильно замерять плотность:

  1. Извлекают источник питания из-под капота, снимают защитный кожух, если такой есть, выкручивают пробки.
  2. Сперва оценивают уровень электролита. В случае со свинцово-кислотными батареями, он должен на 1.5 см накрывать пластины.
  3. Полностью заряжают АКБ. После зарядки дают ей «отдохнуть» 5 – 6 часов, и после замеряют плотность. Если уровень в норме, погружают прибор в банки и выкачивают немного жидкости. Ареометр должен плавать свободно, не соприкасаясь со стенками.
  4. Смотрят на показатели и сравнивают с нормальными значениями (норма зависит от региона, так как везде разные климатические условия).

Таким способом получится проверить только обслуживаемую батарею. Если аккумулятор необслуживаемый, там есть индикатор, цвет которого указывает на уровень плотности электролита.

Индикатор плотности электролита
Индикатор плотности электролита.

Методы повышения

Чтобы двигатель нормально запускался, источник питания должен быть заряженным, и опытные водители следят за этим. Но ситуации бывают разные. Есть несколько способов нагнать плотность, которые разнятся сложностью.

Корректирующий электролит

Повышение плотности этим способом выполняется поэтапно, и чтобы достичь нужного результата, требуется соблюдение последовательности.

Перед началом работ следует подготовить: ареометр, стеклянные емкости, грушу, средства защиты, воду и корректирующий электролит. Батарея должна быть прогрета – достаточно оставить ее на несколько часов в теплом помещении.

Порядок действий:

  1. Полностью заряжают источник питания, что занимает не меньше 8 часов.
  2. Замеряют показатели «химии». Должно быть от 1.25 до 1.27 г/см3.
  3. Если ниже – из банок частично сливают электролит.
  4. Далее в них же надо добавить корректирующий электролит (в два раза меньше, чем было выкачано).
  5. Доливают воду, чтобы накрыть свинцовые пластины.
  6. Батарею ставят на подзарядку, на 30 – 60 минут, а затем пару часов ждут, пока смешается жидкость.
  7. Замеряют показатели по новой.

Если плотность не поднимается, повторяют действия.

Многие не покупают, а делают корректирующий электролит сами. В этом случае сначала надо добавлять воду, а уже затем раствор кислоты.

Приготовление электролита
Приготовление электролита из воды и кислоты.

Выравнивание

Этот способ подойдет, если пластины без дефектов или с небольшим налетом. Прежде чем приступать к действиям, заряжают батарею малым током. Через 12 часов заряжают опять, выставив напряжение 14.6 – 14.8 В.

Способ часто применяется зимой, когда падает концентрация электролита. Восстанавливают слабыми токами, но на зарядку может уйти до трех суток.

Как это работает: раствор кислоты начинает «кипеть», что сопровождается пузырьками на поверхности, и когда лишняя жидкость испарится, повысится концентрация электролита. Так как его по итогу станет меньше, придется добавлять новый раствор, а уже затем мерить плотность и смотреть на показатели ареометра.

Метод хоть и долгий, но эффективный, особенно когда нет возможности восстановить батарею иначе.

Замена

Если плотность раствора кислоты упадет ниже 1 г/см3 – поднимать нет смысла. Выход – полная замена «химии».

Инструкция:

Что нужно для замены электролита в АКБ
Что нужно для замены электролита в АКБ?
  1. Для начала из «банок» полностью выкачивают электролит при помощи груши.
  2. Аккуратно переворачивают батарею, ставят на бок, и просверливают отверстия в каждой «банке». С них сливают остатки.
  3. Все «банки» промывают дистиллятом, а отверстия запаивают устойчивым к кислоте пластиком.
  4. Заливают новый электролит нужной плотности.
  5. Заряжают АКБ и проверяют, как она работает.

Работая с батареей, надо быть аккуратным, особенно при переворачивании. Дело в том, что на дне «банок» остается свинцовый осадок, и если перевернуть резко, он застрянет между пластинами и закоротит их. Такую батарею «реанимировать» уже не выйдет.

Это крайние меры, и прибегают к ним разве что энтузиасты, так как при ошибке можно навредить не только источнику питания, но и автомобилю.

Аккумуляторная батарея хоть и считается расходным материалом, может прослужить дольше, если ей обеспечить грамотный уход. Проверка и корректировка плотности и уровня электролита – один из моментов. Со всеми работами можно справиться самостоятельно, но если опыта или времени не достает, СТО никто не отменял.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автономные источники питания
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Adblock
detector