Начинающие водители, сталкивающиеся с разряженным аккумулятором, задаются вопросом: как правильно и сколько по времени нужно заряжать АКБ? Технология восполнения емкости во многом зависит от типа батареи. При этом важно использовать оригинальное зарядное устройство, соответствующее характеристикам аккумулятора. Не последнюю роль играют и параметры батареи, которые влияют на время зарядки: объем, степень изношенности и уровень емкости.

Способы проверки заряда аккумулятора
Перед зарядкой автомобильного аккумулятора нужно проверить его основные параметры. Так, напряжение полного АКБ должно быть не меньше 12,6 В. Если оно меньше, значит, степень заряда снизилась ниже 50%. Такой аккумулятор требуется зарядить во избежание потери ресурса. Также нельзя допускать полного разряда батареи – это приводит к сульфатации внутренних элементов. Напряжение менее 11,6 В сообщает о разряде АКБ на 100%.
Существует 3 метода проверки состояния батареи перед подключением к ЗУ:
- индикатором;
- с помощью мультиметра;
- нагрузкой.
Индикаторный метод проверки заряда – наиболее простой и понятный. Многие современные автомобильные АКБ имеют встроенный светодиод, отображающий состояние батареи. Обычно индикатор размещается на верхней части корпуса устройства. Зеленый цвет означает полный заряд аккумулятора. По мере израсходования емкости он меняет цвет сначала на желтый, а при 100% разряде – на белый или серый. Если цвет индикатора черный, значит, аккумулятор неисправен и ему требуется восстановление или замена.
Проверка состояния мультиметром также проста, особенно, если аппарат оснащен электронным дисплеем. Для замера заряда необходимо:

- Присоединить провода.
- Активировать режим замера напряжения, выставив значение на 20 В.
- Приложить металлические зажимы кабелей к клеммам батареи (красный – плюс, черный – минус).
- Посмотреть результаты замера.
Если значение на мультиметре ниже 12,7 В, то АКБ не полностью заряжен. При напряжении ниже 11,7 В его нужно срочно подключить к ЗУ, иначе двигатель автомобиля не заведется.
Более точный способ измерения заряда – нагрузочной вилкой. Состоит устройство из мультиметра и сопротивления. Способ измерения заряда выглядит следующим образом:
- Подключите нагрузочную вилку к зажимам батареи, чтобы сымитировать процесс заведения автомобиля.
- Измерьте показания.
Если в результате аппарат покажет просадку напряжения до 9 В, значит, аккумулятор разряжен на 50% и более. Нормальное значение при этом составляет 10,2 Вольта.
Что влияет на время зарядки АКБ
Время восполнения емкости автомобильной батареи зависит от текущего заряда, качества АКБ, условий эксплуатации, используемого ЗУ и прочих параметров. Например, при постоянных перезарядах на свинцовых пластинах внутри корпуса образуется накинь. Избавиться от нее проблематично – проще купить новое устройство. Чтобы не допустить этого и продлить срок эксплуатации АКБ, нужно периодически замерять плотность раствора.
Сколько нужно заряжать АКБ
При 100% разряде
При глубоком разряде автомобильной батареи нужно восполнять емкость в штатном режиме, рекомендованным производителем. Для стандартных АКБ это означает подачу тока в пределах 0,05-0,1 от общего объема. Например, аккумулятор емкостью 120 Ач надо подключать к токам 6-12 А. Время зарядки до 100% составит 9-12 часов, что довольно долго. При восполнении емкости малым током процесс может длиться до 24 часов.
Заканчивать зарядку автомобильной батареи надо, когда напряжение при подключенном одинаковом токе на зажимах не меняется в течение 60 минут. По достижению полной емкости значение будет равно 16,2±0,1 В при включенном заряднике. Для измерения напряжения можно использовать мультиметр, вольтметр и нагрузочную вилку. При этом следует проводить несколько замеров, чтобы исключить погрешности.

В случае срыва процесса заряда также рекомендуется проверить плотность и уровень электролита. При необходимости надо долить дистиллят с кислотой и возобновить процедуру восполнения емкости АКБ.
При небольшом разряде
Емкость немного разряженного АКБ восполняют постоянным током или напряжением. В первом случае требуется постоянный контроль процесса, чтобы не допустить перезаряда. Постоянное напряжение при этом способно восполнить только 80% объема батареи.
При зарядке постоянным током выходное значение не должно быть выше 10% от изначального объема АКБ. Например, для батареи емкостью 60 Ач нужно 6 Ампера. Процесс подзарядки включает несколько этапов:
- Поднимите напряжение АКБ до 14,4 В.
- Уменьшите ток вдвое и восполняйте емкость батареи до значения в 15 В.
- Повторите предыдущий этап и заряжайте батарею до того, как индикаторы на ЗУ стабилизируются, и не будут менять цвет.
Такой метод с поэтапным уменьшением тока исключает поломку аккумулятора, например, из-за закипания. При этом нужно контролировать процесс – слишком сильные токи могут навредить внутренним элементам АКБ.
При зарядке аккумулятора методом постоянного напряжения надо лишь выставить значение в пределах 14,4-14,5 Ватт и следить за восполнением емкости. В отличие от первого способа, при котором можно восстановить АКБ на 100% за 9-12 часов, зарядка напряжением требует около 20 часов, и способна восполнить всего 80% объема.
Как рассчитать время зарядки
Для расчета времени зарядки автомобильного АКБ следует использовать формулу:

Т = C / I + 10%, где:
Т – время;
С – объем АКБ;
I – мощность ЗУ или выходного тока;
10% – тепловые потери.
Меры предосторожности
Зарядка АКБ предполагает соблюдение техники безопасности. Минусовый зажим перед началом процесса необходимо отключать первым, так как он соединяется с бортовой сетью и кузовом. Если сначала отсоединить плюсовой и случайно задеть им металлическую поверхность транспортного средства – произойдет короткое замыкание.
Необходимо соблюдать и сезонные ограничения. Зимой внутренний раствор аккумулятора начинает замерзать, вплоть до льда. Поэтому для зарядки в минусовую температуру надо держать АКБ в обогреваемом помещении.
Зарядное устройство следует сначала подключать к клеммам АКБ, а затем – в электрическую сеть. Такая последовательность позволить избежать перепадов напряжения. Красный кабель соединяется с плюсом, черный – с минусом. Саму батарею в процессе зарядки следует снять с транспортного средства.
При обнаружении кислотных потеков их необходимо стереть тряпкой, смоченной в содовом растворе, или ветошью. До и после восполнения емкости проверяйте уровень электролита. Если он ниже нормы, долейте дистиллят с кислотой до оптимального уровня.
Зарядка автомобильного АКБ – довольно простой процесс, особенно при наличии оригинального ЗУ. Время восполнения емкости зависит от генератора или подключенного ЗУ, объема, качества и условий эксплуатации АКБ. Исправным аккумуляторам требуется около 9-10 часов для зарядки до 100%. Сам процесс предусматривает соблюдение мер предосторожности, которые исключат выход батареи из строя.