AGM-аккумуляторы работают по технологии абсорбирующего стекловолокна, что позволят получить наиболее эффективные характеристики при работе в автомобилях и энергозатратном оборудовании. Такой элемент питания безопасен, герметичность корпуса сохраняется даже при поломке. В плане циклов работы AGM-батарея прослужит в 3 раза дольше, чем обычный аккумулятор, поэтому подойдет для автомобилей с системой Старт-Стоп. Рассмотрим основные характеристики, плюсы и минусы, а также назначение аккумулятора.
Что такое AGM-аккумулятор
Электролит, находящийся внутри AGM-батареи, имеет связанное состояние. Он впитан в стекловолоконную матрицу и присутствует только в ней, за исключением пространства между пластинами. Благодаря этому АГМ-аккумулятор отличается повышенными эксплуатационными характеристиками.
Для эффективной работы элемента питания электролит внутри корпуса должен быть хорошо смочен на поверхности плюсовых и минусовых пластин. Данное условие обеспечивается за счет плотного соединения пластинок с сепаратором. Не менее важно, чтобы были соблюдены положительные и отрицательные полярности.
Конструкция АКБ позволяет получить высокий уровень мощности разряда при расчете на единицу объема. Объясняется это тем, что внутренние пластины расположены плотно в корпусе и имеют относительно небольшое количество электролита. За счет этого в аккумуляторе при желании можно размещать мощные ячейки в условиях тесного пространства.
При зарядке AGM-батареи происходит внутренняя рекомбинация газа с выделением воды. Каналы в электролите при этом образуются волокнами пористого сепаратора. Поры довольно крупные, поэтому элемент питания характеризуется высоким коэффициентом рекомбинации воды – до 99%. Этот эффект позволяет не обслуживать AGM-аккумулятор в течение всего периода эксплуатации.
Отличия от обычной АКБ
Аккумуляторы типа AGM – передовые и энергоэффективные. Их параметры гораздо лучше, чем у обычных свинцово-кислотных источников питания. За счет своих характеристик AGM-модели относят к категории Start-Stop – устройствам многократного запуска за небольшой промежуток времени. Помимо этого, стандартные АКБ подвержены быстрой потери емкости при постоянных разрядках ниже 50%. AGM-аккумуляторы этого недостатка лишены, что существенно повышает их надежность и долговечность.
Также, в отличие от обычных моделей, АГМ-батареи имеют решетку, выполненную по технологии Punch Frame. Изготавливают ее из свинцовой ленты, что обеспечивает улучшенные электрические свойства при отсутствии неровности структуры. Решетка устойчива к воздействию коррозии и не подвержена преждевременному износу. Благодаря этому также увеличивается срок эксплуатации самого аккумулятора.
Стоят AGM-батареи дороже стандартных элементов питания. Это обусловлено следующими параметрами:
- увеличенные стартовые токи (до 900 А);
- минимальное время зарядки при малом внутреннем сопротивлении;
- повышенный срок эксплуатации (от 5 до 12 лет).
Благодаря качественным характеристикам, АГМ-батареи не подвержены влиянию механических воздействий и сильных нагрузок. Элемент питания уверенно работает даже при температуре до -30 градусов по Цельсию. Разряжать аккумулятор можно вплоть до 20% без негативных последствий. Поэтому выбирать AGM-батарею вместо стандартной стоит тем, кто пользуется автомобилем в регионах с суровыми климатическими условиями.
Особенности устройства
Одной из особенностей АГМ-аккумулятора является малое внутреннее сопротивление. За счет этого АКБ способен выдавать постоянный ток даже при сильном разряде. Это также обеспечивает продолжительный период эксплуатации при разрядке ниже 20%. Однако при этом она не требует постоянного подзаряда, как свинцово-кислотные модели с жидким рабочим раствором.
АГМ-батареи практически не подвержены сульфации, за счет чего продолжительное время могут быть в разряженном состоянии, что для стандартных АКБ – губительно. Между уровнем разряда и сроком эксплуатации аккумулятора есть зависимость – при сильной потере емкости ресурс элемента питания уменьшается. Из этого следует такой разброс по заявленным циклам перезарядки – от 500 до 1300 циклов.
При этом электрохимические процессы у AGM-моделей схожи с другими АКБ. При разряде свинец и кислота из рабочего раствора взаимодействуют с сульфатом и водой.
Принцип работы
Принцип работы АГМ-аккумулятора схож с обычными автомобильными батареями. Ток образуется при химической реакции между свинцом и рабочим раствором. При подключении к устройству элемент питания начинает терять плотность электролита. В результате вырабатывается сульфат свинца, оседающий на внутренних пластинах. Однако у АГМ-батарей этот процесс отличается – даже при полной разрядке пластины не рассыпаются, так как рабочий раствор остается в стекловолокнистых порах.
Области использования
Используют АГМ-батареи для питания различной техники:
- автомобилей;
- скутеров и мотоциклов;
- лодочных моторов;
- прочего энергозатратного оборудования.
Область применения не ограничена одной лишь техникой – AGM-аккумуляторы можно использовать в качестве источника питания для других АКБ, в том числе гелевых.
Достоинства AGM
AGM-батареи, в отличие от стандартных аккумуляторов, хорошо выдерживают повышенные нагрузки. Их срок службы не сокращается из-за высоких электрических токов. Даже в автомобиле с множеством аппаратуры (компьютер, сабвуфер для автозвука и т.д.) АГМ-модели показывают максимальную эффективность без значимой потери ресурса. К тому же, элемент питания можно подвергать разрядке без повреждений до 20% емкости.
AGM-батареи можно эксплуатировать при резких перепадах температуры. Рабочий режим составляет от -40 до 70 градусов по Цельсию. Обусловлено это тем, что в корпусе АКБ нет свободной воды, которая подвержена заморозке и расширению.
Соответственно, период эксплуатации АГМ-моделей существенно выше, чем у стандартных батарей. Степень саморазряда у них также значительно меньше – всего 1-3% в месяц. Хранить батарею можно в течение целого года без подзарядки.
Недостатки AGM
AGM-аккумуляторы чувствительны к перезарядке. Автомобильные ЗУ, используемые для восстановления емкости обычных батарей, не подходят для АГМ-моделей, и могут вывести элемент питания из строя. Не рекомендуется пользоваться AGM-аккумуляторами при температурах выше 50 градусов по Цельсию – это существенно снизит заявленный срок службы.
Нельзя использовать АКБ вместе со свинцово-кислотными батареями – производители не предусмотрели параллельный режим работы. Подключение двух разных по характеристикам батарей может привести к утечке электролита или даже возгоранию.
Правила эксплуатации
При использовании АГМ-батарей следует придерживаться основных правил эксплуатации:
- не перегревайте элемент питания;
- не подключайте АКБ через моторный отсек транспортного средства;
- не разряжайте батарею ниже 12 В;
- при сильной потере емкости реанимируйте АКБ, контролируя температуру.
AGM технология в аккумуляторных батареях позволяет получить эффективные в эксплуатации элементы питания, предназначенные для широкого применения. Чтобы эффективно использовать аккумулятор в течение всего срока службы, соблюдайте указания и правила от производителя. Перед покупкой также учитывайте свойства модели, от которых зависит емкость и другие характеристики АКБ.